ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
<<Назад

Смирнов Андрей Вадимович - доктор философских наук (1998, Институт философии РАН), профессор, член-корреспондент РАН (2006); директор Института философии РАН; заведующий отделением востоковедения философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук. Сфера научных интересов: логико-смысловые исследования и сравнительная философия.

ЗАЯВЛЕНИЕ.

Личный кабинет в eLIBRARY.RU  

Контакты: islamphil@mail.ru

 

 

 

Основные публикации по тематике журнала:

  1. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. — 712 c. — (Studia philosophica). ISBN 978-5-94457-235-6
  2. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. М.: ИФРАН, 2005
  3. Архитектоника сознания и архитектоника текста (вместо введения к «Наставлениям ищущему Бога») // М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014, стр. 339-345
  4. Логико-смысловой подход в сравнительной философии (Выступление в Новгородском государственном университете им. Я.Мудрого, ноябрь 2006 г.)
  5. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001
  6. Философия и вызовы XXI века // История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014, С. 295-302
  7. Основания рациональности в разных культурах (Выступление в Новгородском Государственном Университете им. Я.Мудрого, ноябрь 2005 г.)
  8. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама. Журнальный вариант: Вопросы философии, 1999, № 3, с.168-188. Полный текст: Сравнительная философия. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2000, с. 167-212
  9. Номинальность и содержательность: почему некритическое исследование «универсалий культуры» грозит заблуждением // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.290-317
  10. «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия // Одиссей. Человек в истории. 2004 / Гл. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 2004, стр.205-225
  11. Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабо-персидской поэтики (в соавторстве с Н.Ю.Чалисовой) // Сравнительная философия. М., Изд. фирма "Вост. лит-ра" РАН, 2000, с.245-344
  12. Существует ли "всемирная философия", или проблема преодоления чуждости чужого // Историко-философский ежегодник 1994. - М., Наука, 1995, с.352-360.
  13. Механизмы смыслогенерации как ключ к пониманию инокультурных философских традиций. Сравнительный анализ европейской и средневековой арабской мысли (резюме доклада. Секция 30: "Сравнительная философия") // XIX World Congress of Philosophy, v.2. 1993.
  14. Работа над ошибками: чем объяснить герменевтическую неудачу Т.Ибрагима? // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 601-634
  15. Культура и рациональность. Интервью // Вопросы философии, № 1, 2007, стр. 16-25 Логические основания – мера инакости? // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории, 2003. М.: ОГИ, 2003, стр. 525-539 Интервью журналу "Эксперт". №16 (750). 25 апреля-1 мая 2011 г., стр. 90-94
  16. Культура ислама: от смысла к стилю (интервью А.А.Амраховой) // «Musiqi Dunyasi». Баку, № 1-2, 2002, с.169-181
  17. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009
  18. Является ли универсальность философского разума стереотипом? // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010, стр. 96-10
  19. Логические основания философии времени мутазилитов // Философский журнал. № 2(3)/2009, стр.132-163 (в соавторстве с А.М.Анисовым)
  20. Общечеловеческое и всечеловеческое, или чему сегодня нас может научить Н.Я. Данилевский // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.397-403
  21. Новый гуманизм как новый универсализм? // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.369-377
  22. Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Параллели (Россия - Восток - Запад). Альманах философской компаративистики, Выпуск 1. - Филос. общ-во СССР, М., 1991, с.109-143; перепечатано в: Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия (сост. А.Журавский). М.: ББИ, 2000, с.402-434.
  23. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. - М., Наука, 1993, с.156-175.
  24. Диалог буддиста и суфия о том, что есть Истина (в соавторстве с А.А.Накорчевским) // Историко-философский ежегодник 1992. - М., Наука, 1994, с.182-199.
  25. Словарь категорий: Арабская традиция // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.346-382
  26. История арабо-мусульманской философии: Учебник. М.: Академический Проект, 2013
  27. История арабо-мусульманской философии: Антология. М.: Академический Проект, 2013
  28. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби), Глава 1. - М.: Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993, стр.10-45.
  29. История классической арабской философии // Вестник Российского гуманитарного научного фонда 2006, № 1 (42). М., 2006, стр.106-113
  30. Статьи по средневековой арабской философии для "Новой философской энциклопедии", М.: Мысль, 2000-2001
  31. Статьи по средневековой арабской философии для энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru)
  32. Что стоит за термином "средневековая арабская философия" (рассмотрение вопроса в ракурсе проблематики истинности и причинности) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.42-81
  33. Словарь средневековой арабской философской лексики // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.379-520
  34. Статьи "Калам" в энциклопедии "Кругосвет" и словаре "Этика", статья "Атомизм" в НФЭ
  35. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.527-568
  36. Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар псевдо-Абу Ханифы). Введение, перевод с араб. и комментарии // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86
  37. Логические основания философии времени мутазилитов // Философский журнал. № 2(3)/2009, стр.132-163 (в соавторстве с А.М.Анисовым)
  38. Статьи "Возможность", "Необходимость", "Сущность", "Утвержденность" и др. в НФЭ;
  39. "Арабоязычный перипатетизм" в словаре "Этика" и в энциклопедии "Кругосвет";
  40. The Hellenizing Philosophers исмаилизм Основные черты философского учения Хамид ад-Дина ал-Кирмани // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.634-646
  41. Статьи "Исмаилизм" в НФЭ, в словаре "Этика" и в энциклопедии "Кругосвет".
  42. Формула совершенства: исполненность круга // Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат аль-акль), Введение. М.: Ладомир, 1995, стр.5-18.
  43. Христианские мотивы в узоре исламской мысли: Ибн Араби и ал-Кирмани // Символ. Париж-Москва. № 58 (2010). с.104-126.
  44. Статьи "Ишракизм" в НФЭ, в словаре "Этика" и в энциклопедии "Кругосвет".
  45. Светоносный мир: логико-смысловой анализ оснований философии ас-Сухраварди // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.569-581
  46. Философский поиск ас-Сухраварди // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с.94-106
  47. Рецензия на книгу: Аш-Ширази, Садр ад-Дин (мулла Садра). Престольная мудрость / Пер. с араб., предисл. и примеч. Я.Эшотса. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004 // Вестник Российского философского общества, № 2 (30) 2004, М., 2004, с.78-79
  48. Статьи "Суфизм" в НФЭ, в словаре "Этика" и в энциклопедии "Кругосвет".
  49. Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ оснований концепции Ибн ‘Араби // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.582-601
  50. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М.: Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993.
  51. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. - М., Наука, 1990, с.206-223.
  52. Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Параллели (Россия - Восток - Запад). Альманах философской компаративистики, Выпуск 1. - Филос. общ-во СССР, М., 1991, с.109-143; перепечатано в: Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия (сост. А.Журавский). М.: ББИ, 2000, с.402-434.
  53. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. - М., Наука, 1993, с.156-175.
  54. «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия // Одиссей. Человек в истории. 2004 / Гл. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 2004, стр.205-225
  55. Дуализм и монизм: различие и сходство двух вариантов суфийской этики // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2004, стр. 243-251
  56. Рецензия на книгу: Salman H. Bashier. Ibn al-‘Arabī’s Barzakh. The Concept of the Limit and the Relationship between God and the World. Albany: SUNY Press, 2004 // Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. Oxford: Vol. XL, 2006, p.120-125
  57. Христианские мотивы в узоре исламской мысли: Ибн Араби и ал-Кирмани // Символ. Париж-Москва. № 58 (2010). с.104-126
  58. Ибн Халдун Ибн Халдун и его «новая наука» // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.602-624
  59. Архитектоника мусульманской этики // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.459-482
  60. Классическая арабо-мусульманская этическая мысль // История этических учений / Ред. А.А.Гусейнов. М.: Гардарики, 2003, стр. 204-309
  61. Мусульманская этика как система // Этическая мысль. Вып. 6 / Отв.ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2005, стр. 51—75
  62. Статьи по мусульманской этике в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001)
  63. «Благо» и «зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса). Избранные тексты // Этическая мысль. Выпуск 8 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008, стр. 154-193
  64. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль: Ежегодник. М.: Ин-т философии, 2000, с.46-70. Перепечатано в: Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009, стр.177-202
  65. «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия // Одиссей. Человек в истории. 2004 / Гл. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 2004, стр.205-225
  66. Дуализм и монизм: различие и сходство двух вариантов суфийской этики // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2004, стр. 243-251
  67. «Благо» и «зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса). Избранные тексты // Этическая мысль. Выпуск 8 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008, стр. 154-193
  68. Абу Ханифа. Аль-Фикх аль-акбар (Большой фикх) // Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар псевдо-Абу Ханифы). // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86
  69. Мискавейх. Трактат о природе справедливости / Пер. и коммент. З.И.Гусейновой. // Историко-философский ежегодник - 98. М.: Наука, 2000, стр.286-300 (ксерокопия PDF 345 Kb, текст PDF 163 Kb, RTF 249 Kb)
  70. Ибн Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккиййа), т.4, с.453-455 // Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А.В.Смирнова. — М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014
  71. Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабо-персидской поэтики (в соавторстве с Н.Ю.Чалисовой) // Сравнительная философия. М., Изд. фирма "Вост. лит-ра" РАН, 2000, с.245-344
  72. Логико-смысловая грамматика арабо-мусульманского изобразительного искусства: интерпретация орнамента и миниатюры // Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. Глава II. М.: Языки славянской культуры, 2001, стр.80-244
  73. Towards an Understanding of Islamic Ornament: Approaching Islamic Ornament through Ibn ʿArabī’s Fuṣūṣ al-Ḥikam’s Notions of the Ẓāhir-Bāṭin Interplay and the Ṣūfī Ḥayra // Confluence: Online Journal of World Philosophies. Vol. 3. 2015. Pp. 60—84
  74. Справедливость (опыт контрастного понимания) // Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.483-526
  75. Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабо-персидской поэтики (в соавторстве с Н.Ю.Чалисовой) // Сравнительная философия. М., Изд. фирма "Вост. лит-ра" РАН, 2000, с.245-344
  76. К вопросу об особенностях арабской семиотической теории // Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции "Невербальные коммуникации в культуре". М., РГГУ, 1995, с.149-150.
  77. Логико-смысловая грамматика арабо-мусульманского изобразительного искусства: интерпретация орнамента и миниатюры // Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. Глава II. М.: Языки славянской культуры, 2001, стр.80-244
  78. Towards an Understanding of Islamic Ornament: Approaching Islamic Ornament through Ibn ʿArabī’s Fuṣūṣ al-Ḥikam’s Notions of the Ẓāhir-Bāṭin Interplay and the Ṣūfī Ḥayra // Confluence: Online Journal of World Philosophies. Vol. 3. 2015. Pp. 60—84
  79. О понятии «свобода» в арабо-мусульманской культуре // Историко-философский ежегодник-2003. М.: Наука, 2004, стр.393-399
  80. Абу Ханифа. Аль-Фикх аль-акбар (Большой фикх) // Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар псевдо-Абу Ханифы). // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86
  81. Аль-Аш‘ари, Абу аль-Хасан. “О чем говорили люди ислама и в чем разошлись вершившие молитву” (отрывки). // М.Т.Степанянц. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. 1-е изд. М., Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1997, с.365-384.
  82. Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат аль-акль). М.: Ладомир, 1995. Хамид ад-Дин ал-Кирмани. Успокоение разума (отрывки) // Ишрак : ежегодник исламской философии : 2013. № 4. М. : Вост. лит., 2013, стр. 219—261
  83. Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди. Мудрость озарения (отрывок). Перевод с арабского и комментарии А.В.Смирнова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2. — М.: «Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2011, стр.28-46
  84. Ибн Араби. Геммы мудрости // А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М., Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993, стр. 145-321;
  85. Ибн Араби. [Наставления ищущему Бога.] Мекканские откровения, т.4, с.453-455. // Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А.В.Смирнова. — М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014
  86. Ибн Халдун. Введение (ал‑Мукаддима) / составл., пер. с араб. и примеч. А.В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр. 187-217
  87. Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар псевдо-Абу Ханифы). Введение, перевод с араб. и комментарии // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86