ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



И.А. Османова

Мутазилитское движение в средневековом исламе

Санкт-Петербургский государственный университет; kalam@bk.ru
Интеллектуальное наследие мутазилитов, их литература подверглись беспощадному уничтожению в мусульманском средневековье. Му‘тазилиты не создали единой школы, но смогли достичь определенного политического влияния в Аббасидском халифате, которое удерживалось почти целое столетие. Оценивая состояние источников по каламу, автор обращается к его первостепенным понятиям и излагает содержание его философско-теологических вопросов. Главными темами метафизики первых теологов ислама были Бог, свобода и разум. Познание Бога, по их мнению, возможно только средствами разума. Такова рациональная установка калама, признававшаяся единственно возможной и верной, следование которой считалось обязанностью человека. Формируя свое учение в рамках ислама, мутазилиты построили независимую систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, органичное философско-религиозное мировоззрение, во многом определившее дальнейшее развитие исламской религиозной мысли. Для рассмотрения религиозно-философских представлений му‘тазилито

Ключевые слова: калам, мутакаллимы, ’аш‘ариты, единобожие, сотворённость Корана.




The article is devoted to the intellectual heritage of the Mutazilites, whose literature was subjected to ruthless destruction in the Muslim Middle Ages. Despite the fact that the Mutazilites did not create a consistent school, they were able to achieve certain political influence during the period of Abbasid Caliphate, which existed for nearly a century. Estimating the condition of the sources by Kalam (Islamic scholastic theology), the author turns to its primary concepts and recites the content of its philosophic and theological issues. God, freedom and mind were the main metaphysical issues of the first Islamic theologists. According to them, mind is the only tool to comprehend God. This is the rational precept of Kalam, recognized as the only possible and correct one, and following it was considered to be a duty of a person. Developing their teaching within the framework of Islam, the Mutazilites constructed an independent system of views on the objective world and man's place therein, a seamless phil

Keywords: Kalam, Mutakallims, Ash’arites, monotheism, creation of the Qur’an.


DOI: 10.21779/2077-8155-2016-7-4-30-45

[в формате pdf]

53 скачиваний