ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Гилязов Г.М., Нуруллина Р.В.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации имамов в Татарстане: социальная практика, мнения, оценки и точки зрения

Центр исламоведческих исследований АН РТ; ernuru@yandex.ru
Статья посвящена актуальной для мусульман Татарстана кадровой проблеме. Несмотря на наличие в регионе достаточного количества религиозных учебных заведений, мечети и другие общественные организации все еще нуждаются в высококвалифицированных специалистах различного уровня, востребованы образовательные услуги, в том числе по переподготовке и повышению квалификации имамов. В мусульманских учебных учреждениях Татарстана (и в целом региона Поволжья) повсеместно организовываются краткосрочные курсы для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений, журналистов, работающих в мусульман-ских СМИ, и др. В Центре повышения квалификации при Российском исламском институте с учетом особенностей развития системы профессионального религиозного образования разрабатываются адаптированные учебные программы на основе анализа профессиональной деятельности, требований, предъявляемых верующими, запросов мусульманских религиозных организаций. Особый акцент делается на повышении квалификационного уровня служителей мечетей, являющихся лидерами мусульманских общин, ввиду особой значимости их деятельности для развития уммы. В статье также приводятся материалы социологического опроса, демонстрирующие спектр мнений и оценок имамов в отношении проблемы кадрового обеспечения махалля, организации курсов повышения квалификации, содержания учебных программ, путей совершенствования учебного процесса и пр. Данные могут быть использованы для оптимизации работы мусульманских учебных заведений, общественных и религиозных организаций.

Ключевые слова: религиозное образование, повышение квалификации, образовательные программы, опрос имамов.




The article is devoted to the topical staffing problem facing Muslims in Tatarstan. The region has a sufficient number of Muslim schools; nevertheless, many mosques and religious organizations lack qualified specialists of different levels. As a result, there is a demand for educational services, including retraining and advanced training. Muslim educational institutions of Tatarstan (and the entire Volga region) organize short refresher courses for imams, for teachers of religious schools, Muslim journalists, etc. Within the framework of the Russian religious education system, the Center of Continuing Education at the Russian Islamic Institute develops need-adapted training programs based on the analysis of professional activities and taking into account the demands of believers and the requirements of Muslim religious organizations. Particular emphasis is placed on raising the qualification level of those mosque ministers who are leaders of Muslim communities, in view of the significance of their activities for the Ummah development. The article contains the materials of a poll demonstrating the range of imams’ opinions and assessments concerning the problems of mahallas’s staffing, the organi-zation of training courses, curriculum content, ways to develop the learning process and so forth. The data can be used to improve the performance of Muslim educational institutions, public and religious organizations.

Keywords: religious education, advanced training, educational programs, imams polling.


DOI: 10.21779/2077-8155-2016-8-1-29-36

[в формате pdf]

171 скачиваний