ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Акаев В.Х.

Социально-экономические факторы дерадикализации ислама на Северном Кавказе (анализ воззрений Е.М. Примакова)

Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; akaiev@mail.ru
Радикализация ислама на Северном Кавказе объясняется рядом социальных факторов, которые определили на десятилетия вперед экономическую, политическую, духовно-культурную жизнь людей. И прежде всего эти процессы связаны с горбачевской перестройкой, декоммунизацией советской идеологии, распадом СССР, проникновением в регион исламистских групп, придерживающихся салафитско-ваххабитской идеологии и практики. Религиозная деятельность этих групп (джамаатов) в регионе первоначально носила просветительский характер, они создавали исламские школы, где изучались Коран и хадисы пророка Мухаммада, а также разъяснялась суть «чистого ислама» времен праведных халифов. С переходом их на критику традиционного для региона ислама, особенно его суфийской формы, в исламской умме начались конфликты вплоть до кровавых столкновений. Такая политическая радикализация ислама – это следствие попыток очищения местного ислама салафитскими джамаатами и их неприятия со стороны традиционалистов. Для дерадикализации деятельности исламистских группировок, с точки зрения Е.М. Примакова, необходимо успешное социально-экономическое развитие, включение региона в российский контекст. Высказанные им социальные идеи, религиозные терминологии сохраняют свою научную и практическую актуальность и в наши дни.

Ключевые слова: Северный Кавказ, Дагестан, Чечня, ислам, ваххабизм, салафизм, радикализм, экстремизм, исламофобия, дерадикализация.




The radicalization of Islam in the North Caucasus is associated with a number of social factors that for decades defined economic, political, spiritual and cultural life. These processes are primarily linked to Gorbachev's perestroika, decommunization of the Soviet ideology, the collapse of the Soviet Union, the penetration into the region of Islamist groups adhering to the Salafi-Wahhabi ideology and practices. Early on, the activities of these groups (Jamaats) in the region were confined to religious education: they established Islamic schools, where local people studied the Quran and prophet Muhammad’s Hadith; they also explained the essence of "pure Islam" that existed in the times of the holy caliphs. Later, when they began to criticize traditional Islam, particularly its Sufi form, serious conflicts broke out in the Islamic Ummah leading to bloody clashes. Thus, the political radicalization of Islam is a result of attempts to purify local Islam by the Salafi Jamaats and their rejection by the traditionalists. According to Evgeny Primakov, successful socio-economic development and the inclusion of the region into the Russian context were needed for the deradicalization of Islamist groups’ activities. Primakov’s social ideas and his religious terminology preserve their scientific and practical relevance up to this day.

Keywords: North Caucasus, Dagestan, Chechnya, Islam, Wahhabism, Salafism, radicalism, extremism, islamophobia, deradicalization.


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-1-37-44

[в формате pdf]

49 скачиваний