ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Музыкина Е.В.

Концепция человека в исламской антропологии

Казахский национальный университет им. аль-Фараби; m_yelena73@mail.ru
В статье рассматривается кораническая концепция хал?фа, которая лежит в основе особого положения человека как существа, сотворенного Аллахом. В ней получение человеком своего гносеологического статуса связывается с исполнением особых обязанностей, которые возлагаются на человека в трех сферах его бытия: отношения с самим собой, отношения с другими людьми, отношения с окружающим миром. Автор устанавливает, что полноценному выполнению этих обязанностей мешает слабость человеческой природы, которая, с одной стороны, является совершенной, благодаря фит?ре, но с другой – склонна к забывчивости, появляющейся в результате взаимодействия с материальным миром. Поэтому искуплением в исламе можно считать избавление человека от последствий его забывчивости.

Ключевые слова: исламская антропология, Коран, халифа, фитра, Ахд Аляст, грех.




The article considers some specific features of Islamic anthropology, highlighting the two main issues: the problem of anthropogenesis and the problem of sin. In the first case, special attention is paid to the qur’anic concept of khalifa, viewed as a foundation of man’s special status as God’s creation. This distinctive epistemological status is associated with man’s specific duties in three spheres of being: relationship with one’s self, relationship with other people, and relationship with the outside world. However, a successful implementation of these duties is impeded by the weakness of human nature, which is both perfect because of fit?rah, and prone to forgetfulness because of interaction with the material world. This is the reason why redemption in Islam can be defined as man’s getting rid of the consequences of his forgetfulness through various religious practices.

Keywords: Islamic anthropology, the Qur’an, khalifa, fi?rah, oath to Allah, sin.


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-1-105-111

[в формате pdf]

66 скачиваний