ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Билалов М.И.

Религиозное познание в культуре постижения истины

Дагестанский государственный университет; mibil@mail.ru
В статье на примере ислама показаны возможности религиозного познания в общечелове-ческой культуре постижения истины. Осмысление специфики исламской религии актуально в свете возросшего к нему внимания как к одному из факторов современных конфликтов в мире. Автор исходит из признания религиозной формы общественного сознания важнейшим спосо-бом познавательной активности человека. Многие века разногласия калама, мутазализма, су-физма, мусульманского перипатетизма и др. направлений касались как методов, уровней, роли разума и веры в постижении истины, так и ее определения. В ортодоксальном исламе победила линия перипатетиков – рационализм в познании. Но прежний «арабский разум» потерпел не-удачу в деле нового возрождения, и теперь стоит задача критики этого унаследованного разума и опоры на новый критический рационализм, культивирующий ценностную рациональность, которой, как известно, не чужды иррациональные способности субъекта познания. «Великий джихад» в исламе требует синтеза рационалистической и иррационалистической тенденций в познании. На этом пути возможно более или менее адекватное толкование Корана, всей му-сульманской культуры, что поможет смягчить интеллектуальные противоречия между адептами ислама.

Ключевые слова: познание, познавательная культура, ислам, рациональное, иррациональ-ное.




The possibilities of religious cognition in the universal culture of the truth comprehension are demonstrated through the example of Islam. Understanding the specifics of Islam is important since this religion is one of the factors of current conflicts in the world. The author proceeds from the recognition of religious forms of social consciousness as a most important way of human cognitive activity. For centuries, the Kalam, Mutazalism, Sufism, Muslim peripateticism and other sects dif-fered in their opinions not only on the methods, levels, the role of mind and faith in understanding the truth, but the definition of the truth itself. In orthodox Islam, the peripatetic line – rationalism in cognition - won. However, the old "Arab mind" failed a new revival and now there is a task of inherited intelligence criticism and reliance on the new critical rationalism cultivating value-based rationality, which is known to admit the irrational abilities of the subject of cognition. In Islam, "the Great Jihad" requires a synthesis of rationalist and irrationalist trends in cognition. This opens the way to a more or less adequate interpretation of the Quran and the entire Muslim culture, which, perhaps, will help to mitigate intellectual contradictions among the followers of Islam.

Keywords: cognition, cognitive culture, Islam, rational, irrational.


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-2-19-27

[в формате pdf]

43 скачиваний