Архив:
2024
г.
|
2023
г.
|
2022
г.
|
2021
г.
|
2020
г.
|
2019
г.
|
2018
г.
|
2017
г.
|
2016
г.
|
2015
г.
|
2014
г.
|
2013
г.
|
2012
г.
|
2011
г.
|
2010
г.
|
2009
г.
|
|
Султанахмедова З.Г.
Специфика исламского экстремизма
Дагестанский государственный университет; zalina_oh@mail.ru
В статье анализируются особенности исламского экстремизма как деструктивной формы социального радикализма. Представлена классификация форм экстремизма по нескольким кри-териям: социокультурная локализация, социальная сущность, социальная база, характер идео-логии, организационная институализация. Данные критерии являются основой для характери-стики общих признаков религиозного экстремизма и особенностей исламского экстремизма. По своей социальной сущности исламский экстремизм оказывается острой, но вполне за-кономерной реакцией исламских стран геополитической периферии на геополитическое гос-подство и геополитическую агрессию Запада, направленную на закрепление однополярного мира, где господствует «золотой миллиард». В России исламский экстремизм также является закономерной реакцией сопротивления буржуазно-либеральной трансформации традиционных обществ, происходящей в крайне резких, неоднозначных и деструктивных формах. Идеология исламского экстремизма неоднородна. В каждом конкретном исламском социо-культурном регионе формируется своя специфическая, учитывающая и отражающая местные особенности версия исламского экстремизма. Общими чертами исламской экстремистской идеологии являются ее опора на религиозный фундаментализм, акцентуация религиозной не-терпимости, джихадизм. Организационные формы исламского экстремизма многообразны: то-талитарные секты, мусульманские общины, учебные центры исламских экстремистов, экстре-мистские террористические организации, вплоть до Исламского государства (ДАИШ), запре-щенного в России. Автор приходит к выводу, что борьба с экстремизмом должна быть направ-лена на устранение социально-экономических, политических и духовных причин радикализа-ции ислама в мусульманских регионах России.
Ключевые слова: экстремизм, фундаментализм, радикализм, исламский экстремизм, вах-хабизм.
The article analyzes the characteristics of Islamic extremism as a destructive form of social radi-calism. The author presents a classification of forms of extremism by several criteria: sociocultural localization, social essence, social base, nature of ideology, organizational institutionalization. These criteria can be applied to religious extremism in general and to Islamic extremism, in particular. In its social essence, Islamic extremism is a sharp, but a natural reaction of geopolitically peri-pheral Islamic countries to the geopolitical dominance and the geopolitical aggression of the West, aimed at consolidating a unipolar world dominated by the «golden billion». In Russia, Islamic extremism is also a natural reaction of resistance to the bourgeois-liberal transformation of traditional societies, occurring in extremely sharp, controversial and destructive forms. The ideology of Islamic extremism is variegated. Each Islamic socio-cultural region has its own specific version of Islamic extremism reflecting local characteristics. A common feature of Islamic extremist ideology is its reliance on religious fundamentalism and accentuation of religious intoler-ance, jihadism. Organizational forms of Islamic extremism are varied: totalitarian sects, Muslim communities, educational centers of Islamic extremists, extremist terrorist organization, the Islamic State (ISIS), banned in Russia. The author concludes that an effective fight against extremism should be aimed at eliminating the fundamental social, economic, political and spiritual causes of Islamic radicalization in the Muslim regions of Russia.
Keywords: extremism, fundamentalism, radicalism, Islamic extremism, Wahhabism.
DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-2-37-54
[в формате pdf]
53 скачиваний
|
|