ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2017 г.
01
02
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



УДК 291.4
Хамидулин А.М.
Сравнительный анализ хроматических особенностей световых эпифаний в исламе, буддизме и христианстве
Московская духовная академия; captain.nemo.2012@yandex.ru
В статье речь идет о практике видения сверхъестественного света в мистических традициях ислама, буддизма и христианства. Проводится философский и религиоведческий анализ феномена видения мистического света. Затем исследуются хроматические особенности мистического света в исламском суфизме, буддизме ваджраяны, христианской традиции световых эпифаний. Для рассмотрения данной темы используются методы сравнительно-исторического анализа. Делается заключение о наличии широкого цветового ранжирования мистического света в исламской и буддистской традициях, в то же время отмечается широко распространенная практика, когда яркий белый свет связывают с божественными сферами, что характерно для христианской традиции. Отмечаются общие для этих традиций черты, обращается внимание на характер достижения мистиком видения сверхъестественного света. Делается вывод о том, что видение мистического света вообще и определенной цветовой гаммы в частности напрямую связано с внутренним духовным состоянием человека.

Ключевые слова: ислам, христианство, буддизм, мистический свет, философия.

The article is devoted to the practice of the supernatural light vision in the mystical traditions of Islam, Buddhism and Christianity. A philosophical and religious analysis of the phenomenon of mystical light vision is conducted. Applying the method of comparative analysis, the author explores the chromatic features of mystical light in Islamic Sufism, Vajrayana Buddhism and the Christian tradition of light epiphany. A wide color range of mystical lights in Islamic and Buddhist traditions is revealed. The author notes a common practice of associating a bright white light with divine spheres, which is characteristic of the Christian tradition. Some common features of the three mystical traditions are determined. Attention is drawn to the ways mystics attain the vision of the supernatural light. The author concludes that the vision of mystical light in general and a particular color range thereof are associated with the inner spiritual state of a person.

Keywords: Islam, Christianity, Buddhism, mystical light, philosophy.


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-2-93-105

[в формате pdf]