ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Сефербеков Р.И., Шехмагомедов М.Г.

Из мифологии, фольклора и обрядовой культуры аварцев-гидатлинцев: синкретизм традиционных верований и ислама

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; ruslan-seferbekov@rambler.ru; shehmagomedov@mail.ru
В статье на основе календарной и семейно-бытовой обрядности, мифологии, фольклора, лексики и фразеологии реконструируется традиционная религиозная система гидатлинцев – одной из субэтнических групп аварцев. Персонажи этой мифологической системы представлены олицетворяемыми небом, небесными светилами и атмосферными явлениями, покровителями диких животных и охоты, верховными богами, «домовой змеей», Каржем, домовым, антагонистами беременных, ведьмой, джиннами и шайтаном. В календарной обрядности до сих пор бытуют обряды вызывания дождя. Многие из них были тесно связаны с магией погоды и культом плодородия. Большое влияние на духовную жизнь гидатлинцев оказал ислам, его идеология и культура. Свидетельством этого являются многочисленность приверженцев ислама среди местного населения, большое количество шейхов и алимов, мусульманских культовых сооружений. Особым вниманием местного населения пользуются «зияраты» на могилах почитаемых шейхов. Влияние ислама ощущается в многочисленных обращениях за помощью к Аллаху, участии во многих календарных и семейно-бытовых обрядах мусульманских священнослужителей, проведении обряда зикр с раздачей милостыни, наличии в традиционной духовной культуре персонажей исламской мифологии. По мнению авторов, несмотря на многовековую традицию исповедания гидатлинцами ислама, отголоски прежних верований органически вплетены в традиционную духовную культуру этого этноса, образуя так называемый синкретический «традиционный» или «бытовой ислам».

Ключевые слова и фразы: верования; мифология; фольклор; пантеон; демонология; народы Дагестана; аварцы-гидатлинцы; ислам.




On the ground of calendar and family-household rituals, mythology, folklore, vocabulary and phraseology, the authors reconstruct the traditional religious system of Gidatli residents, one of the sub-ethnic groups of the Avars. The characters of their mythological system are represented by the personified sky, luminaries and atmospheric phenomena, patrons of wild animals, the supreme gods, the house snake, the karj, the house spirit, the antagonists of the pregnant, the witch, the jinn and the shaitan. The rituals of rainmaking survive to this day. Many of them were closely connected with weather magic and fertility cult. Islam, its ideology and culture have greatly influenced the spiritual life of Gidatli Avars. The evidence thereof is a large number of adherents of Islam among the local population, numerous sheikhs and alims, a variety of Muslim religious buildings. The objects of special attention of the local people are ziyarats on the graves of revered sheiks. The influence of Islam is felt in numerous appeals for help to Allah, participation in many calendar and family-household ceremonies of Muslim clergymen, obsrvance of the zikr rite with sadaka (alms) giving, the presence of Islamic mythology characters in the traditional spiritual culture. The authors consider that, despite the centuries-old tradition of Islam confession, the repercussions of former beliefs are organically intertwined in the traditional spiritual culture of Gidatli Avars, forming the so-called syncretic "traditional" or "everyday Islam".

Keywords: beliefs, mythology, folklore, pantheon, demonology, the peoples of Dagestan, Gidatli Avars, Islam.


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-3–113–132

[в формате pdf]

62 скачиваний