ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2018 г.
01
02
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Яхьяев М.Я.

Политические истоки и причины разногласий и расколов в исламской умме

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru
В статье анализируются раздоры и разногласия, проявившиеся в ранний период существования исламской уммы и ставшие причинами последующих внутриконфессиональных расколов и столкновений, которые привели некогда единую религиозную общину, сформировавшуюся в период проповеднической деятельности Мухаммада, к череде войн и столкновений, и по сей день остающихся значимыми причинами конфликтогенности исламского мира. В ней отмечается, что единство уммы могло быть гарантировано только при наличии единого мусульманского государства. Однако само формирование такой государственности стало яблоком раздора в умме в силу отсутствия однозначных представлений о том, кто может быть преемником Пророка, какова процедура его избрания и какой властью должен обладать глава общины. Первые расколы и столкновения в исламе были вызваны притязаниями различных династий и кланов на трон халифа, которым часто придавалась религиозная окраска. Причиной раздоров в умме становились и личные амбиции влиятельных мусульман, которые приобретали формы доктринальных разногласий. Расколы нередко провоцировались и пренебрежением халифами религиозными аспектами осуществления власти в умме, их неумением или нежеланием быть выразителями общих интересов всей мусульманской общины. К тому же отдельные халифы, озадаченные особой значимостью собственной персоны, занимали по вопросам религиозной догматики позиции, сталкивающие их с другими религиозными авторитетами. Бесконечные интриги внутри правящей элиты охватывали все уровни мусульманской уммы, провоцируя череду мятежей и восстаний, опирающихся на собственную трактовку исламской догматики. Династийные войны, разыгрывание различными кланами религиозной карты исходя из собственной политической конъюнктуры, привели к установлению в Халифате политических режимов разной исламской ориентации. Как результат всего этого догматическая трещина, наметившаяся в первоначальном исламе, была доведена до бесповоротного утверждения двух самостоятельных направлений – шиизма и суннизма.

Ключевые слова: ислам, Пророк, Мухаммад, исламская умма, Халифат, династии, кланы, расколы, разногласия, войны.




The author analyzes the contentions and disagreements in the early period of Islamic Ummah existence, and judges them to be the cause of subsequent intra-religious schisms and conflicts that led the once unified religious community formed during the preaching work of Muhammad to a series of wars and clashes, and which to this day lay at the root of conflict in the Muslim world. According to the author, the unity Ummah could only be guaranteed within a single Muslim state. However, the formation of such a state is an apple of discord in the Ummah, due to the absence of clear understanding of who can be viewed as the successor to the Prophet, what the procedure of his election is, and what powers he shoul have. The first splits and clashes in Islam were caused by the claims of various clans and dynasties to the throne of the Caliph often grounded with religious considerations. Another cause of disagreement in the Ummah were personal aspirations of influential Muslims that would sesettle into doctrinal differences. The splits were often provoked by the caliphs’ disregard of the religious aspects of their powers in the Ummah, the inability or the lack of the desire to act as spokesmen for all Muslims of the community. Moreover, some ambitious caliphs adopted conflicting dogmatic positions. Endless intrigues within the ruling elite gripped all the levels of the Ummah, provoking a series of revolts and uprisings based on their participants’ own interpretation of Islamic dogma. A series of dynastic wars, playing the religious card by various clans proceeding from political considerations led to the establishment of political regimes with different Islamic orientation within the Caliphate. Eventually, the dogmatic crack that appeared in the original Islam resulted in the irrevocable establishment of two independent branches of Islam – Shiism and Sunnism.

Keywords: Islam, Prophet, Muhammad, Islamic Ummah, Caliphate, dynasty, clans, divisions, discords, war


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-4-32-42

[в формате pdf]

64 скачиваний