ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2018 г.
01
02
03
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Гашарова А.Р.

Антиклерикальные мотивы в фольклоре лезгин

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН; aida.2015@yandex.ru
В статье дается краткий анализ лезгинских народных лирических песен, сказочной прозы и произведений малых жанров фольклора о служителе культа в исламе – мулле. Автором статьи предпринята попытка выявить основные черты образа муллы на основе фольклорных текстов лезгин. В текстах обнаруживаются различные стороны его описания: характер, внешний вид, внутренний мир и т. д. На основании исследования устанавливается, что ни в одном тексте духовное лицо не позиционируется с положительной стороны. Все тексты носят резко отрицательный характер. В сознании людей выработался определенный стереотип нелицеприятного образа служителя духовенства. Сформулированы основные причины, которые возможно и привели к созданию подобного рода произведений. Наличие антиклерикальных мотивов в фольклоре народов Дагестана автор статьи объясняет бесчинствами и произволом мулл-вымогателей, которые главным образом были обращены к наиболее социально уязвимым слоям горского населения. Обличительными стихотворениями сатирического характера известны многие классики дагестанской литературы.

Ключевые слова: лезгинский фольклор, необрядовая лирика, сказочный жанр, общество и духовенство, образ муллы




The article provides a brief analysis of Lezghian folk lyric songs, fairy-tale prose and works of small genres of folklore on the mullah, Islamic clergyman.The author attempts to reveal the main features of the image of the mullah. The texts represent various aspects of mullah’s personality: character, appearance, worldview, etc. The author has established that in no text this spiritual person is presented on the positive side. Moreover, all the texts represent the mullah in a sharply negative way as a person deprived of such desirable qualities as honesty and impeccability of actions, intelligence and goodwill. The main reasons that may have led to the creation of such works are formulated. The author explains the existence of anti-clerical motifs in the folklore of all Dagestani peoples by the excesses and arbitrariness of mullah-extortioners, who mainly dealt with the most socially vulnerable segments of the population. Accusatory satirical poems are also known to belong to many classics of Dagestan literature.

Keywords: Lezghian folklore, non-ritual lyrics, fairy-tale genre, society and clergy, image of a mullah.


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-4-72-80

[в формате pdf]

76 скачиваний