ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2018 г.
01
02
03
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Галиева Ф.Г.

Модель ислама у башкир по материалам этнографического исследования кладбищ и намогильных сооружений

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук; afg18@mail.ru
В статье изучается региональная модель ислама у башкир на примере этнических обычаев, связанных с кладбищем, намогильными сооружениями, которые можно считать материальным воплощением религиозных верований. Для написания статьи привлечены полевые этнографические материалы, проанализированные сравнительно-историческим методом. Объектом исследования стали в основном сельские жители как хранители традиций. Показано, что распространенное мнение о возрождении ислама у башкир подтверждается лишь отчасти. До сих пор сохраняются территориальные и родоплеменные доисламские обычаи. В горно-лесных селениях делаются намогильные срубы. В районах, расположенных ближе к столице, внутрь старых срубов в последние годы стали помещать каменные мусульманские памятники в качестве компромисса между доисламскими и исламскими обычаями. В ареалах, где традиционно устанавливали намогильный столб, в наши дни он соседствует с каменной плитой. На башкирских кладбищах сохранились каменные кладки вокруг могил, деревянные столбики и столбы, каменные плиты и получившие распространение в советский период металлические сооружения. Обычай степных башкир ставить намогильный камень слился с мусульманской традицией. Вместо необработанного камня чаще всего используется светлый мрамор, вместо родового знака (тамга) – символ ислама (полумесяц). Несмотря на запрет по шариату, на памятниках закреплены портреты умерших, в изголовье или по всей поверхности могилы кладутся искусственные цветы, иногда монеты как подношение миру мертвых. На кладбище проводятся ритуалы языческого происхождения. Несоблюдение норм шариата при установке намогильных сооружений и проведении обрядов связано с незнанием канонов ислама и силой традиционных обычаев

Ключевые слова: ислам, религиозная идентичность, доисламские верования, региональные особенности ислама.


F.G. Galieva
The Model of Islam among the Bashkirs Based on Ethnographic Research of Cemeteries and Sepulchral Constructions
R.G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies of Ufa Research Center, Russian Academy of Sciences; afg18@mail.ru

The article examines the regional model of Islam among the Bashkirs through the example of ethnic customs related to cemeteries and sepulchral constructions that can be viewed as a material embodiment of religious beliefs. The article is based on field ethnographic materials analyzed applying the comparative-historical method. The target of research are mainly rural residents as custodians of ethnic traditions. The author demonstrates that the widespread opinion on the revival of Islam among the Bashkirs is only partially confirmed. Territorial and tribal pre-Islamic customs are still preserved. Sepulchral log constructions are erected in villages located in the mountains and forests. In recent years, stone Muslim monuments are placed inside old log constructions in the areas closer to the capital, which can be viewed as a kind of compromise between pre-Islamic and Islamic customs. In the areas where sepulchral pillars were traditionally reared, such pillars now sit side by side with stone slabs. In Bashkir cemeteries, stone masonry around the graves, wooden posts and pillars, stone slabs and metal structures remain in place since the Soviet period. The custom of steppe Bashkirs to put a gravestone has merged with the Muslim tradition. Instead of untreated stone, light marble is used most often, instead of a generic sign (tamga) – a symbol of Islam (crescent). Despite the ban on sharia, the portraits of the deceased are fixed on the monuments. Sometimes, artificial flowers and coins as an offering to the world of the dead are placed on the headboard or on the entire surface of the grave. Rituals of pagan origin are held at the cemeteries. Failure to comply with the norms of Islam when installing the gravestones is explained by the people’s ignorance and the persistence of traditional beliefs.

Keywords: Islam, religious identity, pre-Islamic beliefs, regional features of Islam.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-1-42-53

[в формате pdf]

34 скачиваний