ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2018 г.
01
02
03
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Куценков П.А.

Война на севере Мали и ислам в Стране догонов. Заметки очевидца

Институт востоковедения РАН; pkutsenkov@gmail.com
Статья основана на опыте полевой работы автора в Мали в 2015–2017 гг. Ислам в Мали существует больше тысячи лет. Устная традиция и письменные источники не зафиксировали каких-либо религиозных войн, хотя были известны отдельные конфликты на религиозной почве. Догоны долгое время сохраняли верность своей традиционной религии, но в конце прошлого века началось их массовое обращение в ислам. Это привело к изменению традиционной культуры, хотя многие её формы не противоречили нормам шариата. Но положение начало меняться после начала войны на севере Мали в 2012 г. В результате этих событий у догонов ислам начал ассоциироваться с исламским радикализмом, что привело к утрате былого престижа новой религией. В результате те, кто ранее скрывал приверженность традиционным культам, начали открыто практиковать их. Восстанавливаются старые языческие обычаи и ритуалы. По-прежнему существуют и действуют языческие общества масок. Мечети в Стране догонов приходят в запустение, а местное мусульманское духовенство настроено весьма пессимистично. Однако в открытую форму конфликт между приверженцами традиционных религий и мусуль-манами не переходит, чему способствует система шуточного родства. Надо отметить, что такие радикальные изменения в конфессиональных предпочтениях догонов произошли за два или три года.

Ключевые слова: Мали, ислам, догоны, конфликты, шуточное родство.


Kutsenkov P.A.
War in the North of Mali and Islam in the Land of the Dogon. Notes of an Eyewitness
Institute of Oriental Studies of RAS; pkutsenkov@gmail.com

The article is the outcome of the author's fieldwork experience in Mali in 2015, 2016 and 2017. The history of Islam in Mali dates back over a thousand years. Oral tradition and written sources did not record there any religious wars, although some religious conflicts occurred from time to time. The Dogon people on Bandiagara Highlands of Mali had kept their traditional faith for a long time, but in the late 20thcentury their mass conversion to Islam began. This led to a change in the traditional culture, though many of its forms did not contradict the norms of the Sharia. However, the situation began to change after a war broke out in the Northeast Mali in 2012. Because of these events, Islam among the Dogon began to be associated with Islamic radicalism, which led to the loss of its former prestige. As a result, those who previously hid their adherence to traditional cults began to practice them openly. Old pagan customs and rituals were restored, and the pagan societies of masks still exist and function. Mosques in the Land of the Dogon have come to desolation, and the local Muslim clergy is very pessimistic. However, due to the practice of joking relationship the conflict between the adherents of traditional religions and Muslims does not pass into an open form.The author notes that such radical changes in the denominational preferences of the Dogon took place over a span of two or three years.

Keywords: Mali, Islam, the Dogon, conflicts, joking relationship.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-2-5-14

[в формате pdf]

51 скачиваний