ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Столярова Г.Р., Рычков С.Ю., Рычкова Н.В., Маддахи Дж.М.

Традиции халяль и харам в культуре питания татар и таджиков (по материалам этносоциологических исследований в Татарстане)

Казанский (Поволжский) федеральный университет; guzelstol@mail.ru;
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП); rychkovkazan@rambler.ru;
Казанский национальный исследовательский технологический университет; nadvas2@rambler.ru; Shahid Bahonar University; madahi1980@yahoo.com.
Статья посвящена анализу вариаций канонической исламской культуры питания на примере представителей двух мусульманских общин г. Казани – татар и таджиков. Работа выполнена на стыке этнологии, социологии и религиоведения с использованием таких теоретико-методологических подходов, как нормативно-ценностный и компаративистский. Эмпирический материал собран путем этносоциологического опроса с заполнением стандартизированного вопросника по репрезентативной выборке (татары) и с применением метода «снежного кома» (таджики). В центре внимания – основной критерий, определяющий все сферы жизнедеятельности мусульман, – принцип дозволенности/недозволенности (халяль/харам) и его отражение в гастрономическом поведении сравниваемых референтных групп. На конкретном статистическом материале показано, что существуют реальная вариативность единого исламского канона и основания для выделения мусульманских субкультур внутри единой исламской культуры питания. В статье впервые в отечественной историографии рассматривается зависимость культуры питания различных мусульманских общин от канонических исламских предписаний и проводится их сравнительный анализ на основе оригинальных источников, часть которых (относящаяся к татарам) впервые вводится в научный оборот. Авторы при реализации научного проекта одними из первых обращаются к детализации многообразных аспектов культуры питания, исследуя их детерминированность религиозными факторами.

Ключевые слова: ислам, религиозные нормы, культура питания, Татарстан.


Stolyarova G.R., Rychkov S.Y., Rychkova N.V., Maddahi J.M.
The Ontological Discourse in Islamic Theology and Religious Traditions of Halal And Haram in the Food Culture of the Tatars and the Tajiks (Based on Ethnosociological Research in Tatarstan)
Kazan (Volga) Federal University; guzelstol@mail.ru;
Private Education Institution of Higher Education «Kazan Innovative University named after V.G.Timiryasov (IEML)»; rychkovkazan@rambler.ru;
Kazan National Research Technological University; nadvas2@rambler.ru;Shahid Bahonar University; madahi1980@yahoo.com.

The article is devoted to the analysis of the variations in the canonical Islamic food culture through the example of representatives of two Muslim communities of Kazan city – the Tatars and the Tajiks. The work was carried out at the confluence of ethnology, sociology and religion using such theoretical and methodological approaches as normative-value and comparative ones; the empirical material was collected by means of an ethnosociological survey with the completion of a standardized questionnaire with a representative sample (the Tatars) and using the «snowballmethod» (the Tajiks). In the focus of attention was the main criterion determining all spheres of life of Muslims – the principle of permissibility / nonpermissibility (halal/haram) and its reflection in the gastronomic behavior of the reference groups put to comparison. The statistical material confirms that there is a real variability in one Islamic canon and the basis for distinguishing Muslim subcultures within a single Islamic food culture. For the first time in the Russian historiography, the dependence of the nutrition culture of various Muslim communities on the canonical Islamic rules is considered. The authors carry out acomparative analysis based on the original sources, some of which (relating to the Tatars), are mentioned for the first time. Within the framework of a research project, the authors are among the first to turn to detailing the diverse aspects of food culture, examining its dependence on religious factors.

Keywords: Islam, religious norms, food culture, Tatarstan.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-1-82-90

[в формате pdf]

105 скачиваний