ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Буяров Д.В.

Мэшрэп как обычай мужских собраний уйгуров Синьцзяна

Благовещенский государственный педагогический университет; buyarov_d@mail.ru
В статье рассматривается обычай мужских товарищеских собраний у уйгуров в Синьцзяне, являющемся территорией их компактного проживания. Хронологические рамки исследования определены XIX–XX вв. – временем, когда отечественные и западные исследователи начинают описывать мэшрэп. Анализ данного обычая позволяет классифицировать его как проявление традиционного общественного быта и духовной культуры. Изучение мэшрэпа свидетельствует об общепринятых форме и содержании данных мужских собраний в Синьцзяне, которые обладали также определенными районными различиями. Мэшрэп можно считать своего рода синтезом доисламских обычаев и элементов исламской религии. Мужские объединения, характерные для оседлых народов Центральной Азии, у уйгуров отличались рядом специфических черт и глубоко укоренились в народной исламской культуре. В своем развитии традиция мэшрэпов прошла длительный путь, превратившись к XIX в. не только в комплекс мероприятий развлекательного характера, но и в некоторой степени в фактор национальной консолидации. Посредством мэшрэпа осуществлялось коллективное воспитание молодежи. Юноши учились вести себя в обществе, а также усваивали основополагающие нравственные и культурные ценности своего народа. Можно полагать, что в мэшрэпах происходило формирование общественного мнения, отвечающего требованиям своего времени и этнокультурным установкам населения региона. Неслучайно религиозно-культурное содержание традиционных вечеров по-прежнему сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Особое внимание в статье обращается на структурные компоненты и этикетно-игровой характер мэшрэпа, который отличался строгим регламентом, а также выполнял социально-воспитательные и религиозно-культурные функции.

Ключевые слова: Синьцзян, мэшрэп, уйгуры, ислам, традиционная культура, обычай.


Buyarov D.V.
Meshrep as a Custom of Male Assemblyamong Xinjiang Uigurs
Blagoveshchensk State Pedagogical University; buyarov_d@mail.ru

The article deals with custom of male assembly among the Uighurs in Xinjiang, which is the area of their residence. The chronological scope of the study is limited to the 19th – 20th centuries – the period when local and western scholars began to describe meshrep. The analysis of this custom allows us to classify it as a manifestation of the traditional social life and spiritual culture. The study focuses on meshrep conventional form and content of these male gatherings in Xinjiang with certain regional differences. Мeshrep can be regarded as a kind of synthesis of pre-Islamic customs and elements of the Islamic religion. Male gatherings are specific to sedentary peoples of Central Asia. The Uighurs have different specific features that have been deeply rooted in folk Islamic culture. In its development the meshrep tradition has gone a long way, turning in the 19th century not only into a complex of entertainment events, but also to some degree into a factor of national consolidation. Meshrep served for collective education of youth. Boys mastered the ability to behave in the society in a proper way; they learned fundamental moral and cultural values of their people. It is believed that meshrep was the center of the formation of public opinion that met the requirements of time and ethnocultural values in the region. It is no coincidence that the religious and cultural content of the traditional parties still retains its relevance today. Special attention is paid to the structural components and etiquette-game character of meshrep that had strict regulations and was intended to fulfill the social, educational, religious and cultural functions.

Keywords: Xinjiang, meshrep, Uighurs, Islam, traditional culture, custom.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-2-91-101

[в формате pdf]

98 скачиваний