ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2018 г.
01
02
03
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Сефербеков Р.И.

Синкретизм традиционных верований и ислама у народов Дагестана в начале XXI века: магический обряд связывания пасти волку

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; ruslan-seferbekov@rambler.ru
В статье на основе полевого этнографического материала, собранного автором в различных районах Дагестана, и специальной литературы описывается сохранившийся до нашего времени магический обряд связывания пасти волку. Обряд заключался в том, что мулла или знахарь, читая определенные аяты из Корана и проделывая определенные манипуляции с холодным оружием или веревкой, заговаривал от зубов хищника определенную территорию пастбища, на которой потерялась домашняя скотина. Этот обряд исполняли как мусульманские священнослужители и знатоки ислама, так и местные жители, знавшие его детали. Семантика обряда и применявшиеся в нем символические действия были направлены на блокирование действий хищников на определенной сакральной территории с целью сохранения жизни домашним животным. По мнению автора, зарождение этого обряда произошло в глубокой древности, в эпоху становления первобытной родовой общины земледельцев и скотоводов. Истоки обряда восходят к ранним формам религии – зоолатрии, промысловому культу, культу волка, культу железного оружия и связаны с различными поверьями – магией слова, чисел, связывания, текучей воды и др. Восходящие к магии продуцирования аграрные обычаи и обряды, были направлены на сохранение и приумножение урожая и скота, защите их от болезней, падежа и зубов хищника. Как считает автор, первоначально обряд связывания пасти волку выполнял жрец (шаман, колдун, знахарь, охотник). После принятия ислама это делал мулла (дибир, алим или любой другой сведущий в обряде человек). Языческие заклинания были заменены аятами из Корана. Функциональная необходимость его бытования в хозяйстве скотоводов и особенности менталитета дагестанцев (приверженность к традиционным верованиям и обрядам) обусловили устойчивость этого обряда в советское и постсоветское время. Его можно рассматривать как одно из проявлений «традиционного» или «бытового» ислама в Дагестане.

Ключевые слова: аграрные культы, зоолатрия, народы Дагестана, «традиционный ислам», традиции и современность.


Seferbekov R.I.
Syncretism of Traditional Religions and Islam with the Peoples of Dagestan in the Early 21st Century: the Magic Rite of Binding the Jaws of the Wolf
Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Research Center of the Russian Academy of Sciences; ruslan-seferbekov@rambler.ru

On the basis of ethnographic fieldmaterial collected in various regions of Dagestan and specialist literature, the author describes the magical rite of binding the jaws of the wolf, which has survived to this day. In this rite, amullah or a witch doctor by reading certain ayahs from the Koran and doing certain manipulations with cold steel arms or a rope, spellsthe part of apasture, where a domestic animal was lost,from the teeth of a predator. This ritual was performed by Muslim clergymen and experts of Islam, as well as by local residents who knew its details. The semantics of the rite and the symbolic actions used in it were aimed at blocking the actions of predators on a certain sacred territory in order to save the lives of domestic animals. According to the author, this rite goes back to ancient times when primitive clan communities of grain growers and herdsmen were established. The rite originates from the early forms of religion – zoolatry, the hunting cult, the cult of the wolf, the cult of iron weapons - and is associated with various beliefs – the magic of words, numbers, binding, flowing water, etc. The agrarian customs and rites that associate with the magic of production were aimed at preserving and the multiplication of crops and livestock, protecting them from diseases, mortality and predators. According to the author, initially the rite of binding the jaws of the wolf was performed by a priest (a shaman, a sorcerer, a witch doctor or a hunter). After the adoption of Islam, they were replaced by a mullah, a dibir, analim or any other initiated person. Pagan spells were replaced with ayats from the Koran. The functional necessity of the rite in the economy of herdsmen and the peculiarities of the mentality of Dagestanis (adherence to traditional beliefs and rites) determined the survival of this rite through the Soviet and post-Soviet period. It can be considered as one of the manifestations of traditional or domestic Islam in Dagestan.

Keywords: agrarian cults; zoolatrium; the peoples of Dagestan; traditional Islam; traditions and modernity.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-2- 102-114

[в формате pdf]

24 скачиваний