ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2018 г.
01
02
03
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Гусенова Д.А.

К вопросу о концептуализации путешествия в исламском вероучении

Дагестанский государственный университет; gusenowa03111978@yandex.ru
В статье автор, исходя из необходимости более глубокого осмысления основ ислама с опорой на тексты Корана и хадисов, исследует феномен путешествия для раскрытия сущности и содержания джихада. Отмечается, что понятие джихад имеет не только милитаристское содержание, но и иную смысловую нагрузку. Джихадом называют некие физические усилия, тяготы, страдания, на которые добровольно соглашается мусульманин. В хадисах странствие признаётся тяжёлым испытанием, необходимым для укрепления веры, что позволяет нам рассматривать путешествие как составную часть джихада. Религиозные мотивы путешествия в Коране и Сунне показаны через деистическое восприятие акта странствия, путешествия, когда, с одной стороны, присутствует элемент предопределённости в самом его акте, а с другой, за пилигримом сохраняется свобода воли, причем центральным звеном здесь выступает намерение (ниййя). Особый статус путешественника в религии утверждается с помощью признания за ним некоторых послаблений в исполнении культовой практики. Эти послабления касаются закята, намаза и поста (воздержания от приёма пищи днем в месяц Рамадан). В статье упоминаются также три основополагающих мотива, подвигающих к религиозно обоснованному путешест¬вию: осознание последствий неверия, созерцание всего прекрасного, что создано Всевышним, а также покаяние за многобожие. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу о важности самого факта фиксации особого положения этой категории мусульман, отражённого в авторитарных религиозных источниках.

Ключевые слова: джихад, путешествие, Коран, хадис.


Gusenova D.A.
On the Conceptualization of Travel in the Islamic Faith
Dagestan State University; gusenowa03111978@yandex.ru

Proceeding from the need for a deeper understanding of the basics of Islam and drawing on the text of the Qur'an and Hadith, the author studies the phenomenon of travel in order to reveal the nature and content of jihad. It is noted that jihad has not just militaristic meaning, it also denotes some physical effort, hardship and suffering to which Muslims volunteer. Hadith admit that travel is a severe test needed to strengthen faith, which is regarded as part of jihad. The religious travel motifs in the Qur’an and Sunnah are shown through the deistic perception of travel, when the act of traveling is predetermined, while the pilgrim keeps his freedom, with his intent (niyya) viewed as a central element. A special status of a traveler in religion is established through the recognition of some indulgences in the performance of cult practice. These indulgences relate to zakat, namaz and fasting (abstinence from eating in the month of Ramadan). The author also mentions three fundamental motives for people moving towards a pilgrimage: realization of the consequences of unbelief, contemplation of the beautiful things created by the Almighty and repentance for polytheism. Proceeding from this analysis, the author notes the importance of reflecting a special position of this category of Muslims in authoritarian religious sources.

Keywords: jihad, travel, Quran, Hadith.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-3-19-29

[в формате pdf]

15 скачиваний