ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2018 г.
01
02
03
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Сефербеков М.Р.

Почитание меча Абу Муслима в селении Чурдаф: из истории одного земледельческого культа табасаранцев (традиции и современность)

Отдел востоковедения, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; mhabib-seferbekov@mail.ru
В статье приводится история почитания меча (кинжала) в табасаранском селении Чурдаф, приписываемого арабскому полководцу – распространителю ислама Абу Муслиму. Изучением этого культа в разное время занимались: арабский путешественник XII в. ал-Гарнати; арабский автор XV в. Абу Абдаллах Мухаммад ал-Химьяри; известный ученый первой половины XIX в. Бакиханов, крупнейший учёный-историк и просветитель дореволюционного Дагестана Гасан Алкадари; кавказовед П.К. Услар; российский и советский языковед, кавказовед, историк и этнограф А.Н. Генко; советские и российские этнографы Б.М. Алимова, А.О. Булатов, Р.И. Сефербеков, археолог Л.Б. Гмыря, востоковед В.О. Бобровников. Как считают изучавшие этот культ исследователи, истоки данного почитания восходят к земледельческой обрядности и связаны с магией продуцирования, культом холодного оружия и железа. На основе собранного в наши дни в Табасаранском районе Дагестана полевого материала автор делает вывод об устойчивости и преемственности этого культа: в дни общественных (праздник весны Эбелцан) и мусульманских праздников (Ураза-байрам и Курбан-байрам), сакральных для мусульман дней у «Дома меча» Абу Муслима до сих пор проводятся исламские (мавлид, зикр) и календарные обряды (вызывания дождя и солнца) и ритуалы, связанные с народной медициной, раздается милостыня (садакьа). Как считает автор, почитание меча Абу Муслима в с. Чурдаф – одна из многообразных форм проявления синкретического «народного», «традиционного» или «бытового ислама». Такую же природу почитания имеет и другая табасаранская святыня – «священная» пещера Дюрк в селении Хустиль. То, что эти синкретические культы проявляют устойчивость и сохраняются в религиозной практике жителей Табасаранского района Дагестана, можно объяснить особенностями менталитета табасаранцев и других народов Дагестана – преобладанием здорового консерватизма в их традиционном религиозном сознании и духовной культуре.

Ключевые слова: культ меча Абу Муслима, земледельческая обрядность, народный ислам, доисламские верования, народы Дагестана, табасаранцы.


Seferbekov M.R.
Abu Muslim’s Sword Worship in the Village of Churdaf: Excerpts on the History of One Agricultural Cult with the Tabasaran (Traditions and Modernity)
Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Research Center of the Russian Academy of Sciences; mhabib-seferbekov@mail.ru

The article presents a history of worship of the sword attributed to Abu Muslim, an Arab commander and a preacher of Islam, in the Tabasaran village of Churduf. At different times, this cult was studied by the Arab traveller of the 12th century al-Garnati; the Arab author of the 15th century Abu Abdullah Muhammad al-Himyari; the prominent scholar of the first half of the 19th century Bakikhanov; the well-known scholar, historian and educator of the pre-revolutionary Dagestan Gasan Alkadari; a specialist in Caucasian studies P.K. Uslar; the Russian and Soviet linguist, specialist in Caucasian studies, historian and ethnographer A.N. Genko; the Soviet and Russian ethnographers B.M. Alimov, A.O. Bulatov, R.I. Seferbekov, the archaeologist L.B. Gmyrya and the orientalist V.O. Bobrovnikov. According to the above researchers, the origins of this veneration go back to agricultural rites and are associated with the magic of production, the cult of bladed weapons and iron. Based on the field material collected in the Tabasaran district of Dagestan, the author makes a conclusion about the sustainability and continuity of this cult. During public feasts (Belcan spring festival) and Muslim holidays (Eid al-Fitr and Eid al-Adha), celebration of days sacred to Muslims, such as "The House of Abu Muslim’s Sword", people take part in Islamic and calendar rituals (the Mawlid, dhikr, rain- and sunmaking), as well as the rituals associated with folk medicine, give alms (Sadaqah). According to the author, the worship of the sword of Abu Muslim in the village of Churdaf is one of the diverse manifestations of syncretic "folk", "traditional" or "household" Islam. Another Tabasaran shrine – the sacred cave of Dyrk in the village of Khustil – is worshiped in a similar way. According to the author, the sustainability of these syncretic cults among the Tabasaran and other peoples of Dagestan can be explained by the peculiarities of their mindset – the prevalence of healthy conservatism in their traditional religious consciousness and spiritual culture.

Keywords: cult of Abu Muslim’s sword, agricultural ceremonialism, folk Islam, pre-Islamic beliefs, peoples of Dagestan, the Tabasaran.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-3-66-76

[в формате pdf]

11 скачиваний