ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Евдокимов И.В.

Антропологические взгляды суфизма IX–XIII вв.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина; hunte_p@mail.ru
В данной статье анализируются антропологические представления средневековых суфийских мыслителей, разрабатывавших такие категории антропологии, как состав человека, его космогоническое и космологическое значение, положение его как объекта познания Бога в материальном мире. На основе анализа трудов суфийских мыслителей IX–XIII вв., оказавших влияние на антропологические взгляды классического ислама и восприятие человека в исламе современном, в т. ч. в современном суфизме, автор синтезирует антропологические разработки средневековых суфийских направлений: от признающих законы шариата приверженцев богословия аль-Ашари: аль-Газали, аль-Араби и Джалала ад-дин Руми до еретических для шариата представителей концепции «фана» – растворения человека в Боге через осознание единства с Аллахом: аль-Бистами и аль-Халладжа. В суфизме как религиозно-антропологической доктрине человек рассматривается как существо, объединяющее материальное и духовное. Он соединяет творение с Творцом через их постижение с помощью своей природы и разума. В этом суфийские мыслители видят исключительное положение человека в мироздании.

Ключевые слова: ислам, исламская антропология, суфизм.


Evdokimov I.V.
Anthropological Views of Sufism in the 9th–13th Centuries
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University; hunte_p@mail.ru

The article contains the analysis of the anthropological representations of medieval Sufi thinkers who developed such categories of anthropology as the composition of a human being, his cosmogonic and cosmological role and position as an object of knowledge of God in the material world. Based on the works of Sufi thinkers of the 9th–13th centuries that influenced the anthropological views of classical Islam and the perception of man in the Islam of the 21st century, including contemporary Sufism, the author presents the anthropological views of the medieval Sufi directions: from al-Ghazali, al-Arabi and Jalal ad-Din Rumi, the adherents of al-Ash'ari theology who recognized Sharia law, to al-Bistami and al-Hallaj, the proponents of the heretical concept of "Fana" – the dissolution of man in God through the awareness of the oneness of Allah. In Sufism as a religious-anthropological doctrine human being is considered to be a concept, combining the material and the spiritual. Man connects the creation with the Creator through their comprehension by means of his nature and mind. This is where Sufi thinkers see the exceptional position of man in the universe.

Keywords: Islam, anthropology of Islam, Sufism.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-3-77-87

[в формате pdf]

107 скачиваний