ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2019 г.
01
02
03
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Алмазова Л.И.

Критика представлений о вере (иман) в традиционной исламской вероучительной литературе и проблема единства мусульманской уммы в работе З. Камали «Религиозные установления» (Дини тедбирлер, 1913)

Казанский (Приволжский) федеральный университет; leila_almazova@mail.ru
Мусульманский мир в начале XX века все больше включался в общемировые процессы и вынужден был искать ответы на многочисленные вызовы, прежде всего связанные с экономической и технологической отсталостью. Поскольку, согласно мнению теологов, ислам не разделяет жизнь человека на светскую и религиозную, то вопросы экономики, науки, политики, права непосредственно связывались с религиозными установлениями. Для успешного развития мусульманского социума исламские ученые-реформаторы считали необходимым пересмотреть традиционные религиозные представления и найти в учении ислама незыблемые, вневременные основы, на которых можно строить новое, современное общество. Зыяэтдин Камали (1873–1942 гг.), выпускник университета аль-Азхар и ученик мусульманского реформатора Мухаммада Абдо (1849–1905 гг.), издает в 1913 году работу под названием «Религиозные установления», в которой анализирует книги по «Вероучению ислама» (‘Акида), распространённые среди мусульман Волго-Уральского региона на предмет их соответствия основам ислама (в его собственном понимании). Он приходит к выводу, что вероучение ислама истолковывается неверно, и предлагает свою трактовку положений веры. Особое внимание он уделяет проблеме единства мусульман, которая была и остается одной из самых обсуждаемых в теологической литературе. Темы, поднимаемые З. Камали, были настолько смелыми, а предлагаемые решения настолько неординарными, что его трактат «Религиозные установления» вызвал острую полемику в среде ученых. С острой критикой выступил Муса Бигиев. Большое количество статей вышло в журналах «Совет» (Шура) и «Религия и жизнь» (Дин в? ма‘иш?т). В статье разбираются основные вопросы, ставшие предметом полемики, а также впервые на русском языке публикуется фрагмент из сочинения З. Камали «Религиозные установления».

Ключевые слова: ислам, вероучение, мусульманская вера, мусульманская теологическая литература.


Almazova L.I.
Criticism of Beliefs Representations (Iman) in the Traditional Islamic Doctrinal Literature and the Issue of Muslim Ummah Unity in the Work «Religious Ordinations» (Dini Tiedbirler, 1913) by Z. Kamali
Kazan Federal University; leila_almazova@mail.ru

At the beginning of the 20th century, the Muslim world was increasingly involved in the global processes and, accordingly, had to respond to numerous challenges, primarily related to economic and technological backwardness. According to theologians, since Islam does not divide the life of man into secular and religious domains, the issues of economy, science, politics, and law are directly connected with religious institutions. For the successful development of Muslim society, Muslim scholars and reformers considered it necessary to revise traditional religious ideas and find in the teachings of Islam some unshakable and timeless foundations on which they could build a new modern society. In 1913, Ziaeddin Kamali (1873–1942), a graduate of Al-Azhar University and a disciple of the Muslim reformer Muhammad Abdo (1849–1905), published his work Religious Ordinations, in which he analyzed books on the foundations of Islam (‘Akida), popular with the Muslims of the Volga-Ural region, for their compliance with the foundations of Islam in his own perception. He concluded that the Creed of Islam was explained incorrectly and offered his own interpretation thereof. He paid special attention to the problem of Muslim Ummah unity, which was and still remains one of the most discussed issues in theological literature.The topics raised by Z. Kamali were so challenging and the proposed solutions so extraordinary, that his treatise Religious Ordinations provoked strong controversy among scholars in the region. Musa Bigiyev wrote a critical tretise in response to Kamali’s work. A large number of articles were published in journals Counsil (Shura) and Religion and Life (Din wa Ma‘ishat). The author considers the main issues that triggered public dispute. An excerpt from Z. Kamali’s tretise Religious Ordinations in the Russian language is published in the Appendix to this article for the first time.

Keywords: Islam, Islamic faith, Muslim Creed, Islamic theology.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-38-52

[в формате pdf]

67 скачиваний