ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Васильцов К.С.

«Избранные Богом»: понятия «святой» (вали) и «святость» (валайа) в учении ал-Хакима ат-Тирмизи и доктринах шиитов-имамитов

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург; vasiltsovk@mail.ru
В статье рассматриваются содержание понятия «святой» (вали) и «святость» (валайа) в работах ат-Тирмизи и сочинениях шиитских ‘улама’. Ат-Тирмизи был, возможно, одним из первых, кто теоретически обосновал представления об авлийа’, наметив в общих чертах основные тенденции в развитии этого концепта в суфийской литературе. В частности, это касается его идей о соотношении пророчества (нубувва) и святости (валайа), иерархии святых и существовании высшей ступени в этой иерархии хатм ал-авлийа’ («печать святых»). Взгляды ат-Тирмизи во многих аспектах оказываются близки к шиитским воззрениям о скрытом имаме (махди). Наличие сходных элементов, тем не менее, едва ли является достаточным основанием для того, чтобы говорить о прямых заимствованиях, тем более, что ат-Тирмизи критически относился к религиозно-философским учениям шиитов, опровержению которых он посвятил отдельный трактат. Принципиальные отличия взглядов ат-Тирмизи и шиитских авторов заключаются в различном понимании характера (эгалитарный/элитарный) духовного руководства (валайа/имама) мусульманской общиной.

Ключевые слова: суфизм, шиизм, святые (авлийа’), ат-Тирмизи.


Vasiltsov K.S.
«Chosen by God»: the Concepts of «Holy» (Wali) and «Holiness» (Walayah) in the Teachings of Al-Hakim Al-Tirmidhi and Shia Imams
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkammer) RAS; vasiltsovk@mail.ru

The author considers the concept of a holy man (wali) and holiness (walayah) in the teachings of al-Hakim al-Tirmidhi and the works of Shia ulama. Al-Tirmidhi was perhaps one of the first who gave theoretical ground for the ideas of awliya, and thus generally outlined the ways this concept developed in the Sufi literary tradition. In particular, this relates to his understanding of the relationship between prophecy (nubuwwa) and holiness (walayah), the hierarchy of saints, and the existence of the highest degree in this hierarchy - so-called Khatm al-Awliya’ (the «Seal of Saints»). Al-Tirmidhi's views are in many ways close to the Shia messianic beliefs of the Secret Imam (Mahdi). These similar elements, however, hardly give reasonable grounds to to talk about direct borrowing, especially since at-Tirmidhi was critical to the religious-philosophical teachings of the Shiites, and even devoted a special treatise to their refutation. The fundamental differences between al-Tirmidhi’s teachings and those of Shia authors consist mainly in the way they understand the character (egalitarian/elite) of the spiritual leadership (walayah/imama) of the Muslim community

Keywords: Sufism, Shiism, saints (awliya’), sainthood (walayah), al-Tirmidhi.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-53-64

[в формате pdf]

139 скачиваний