ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2019 г.
01
02
03
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Корнеева Т.Г.

Проблема связанности единого Первоначала и множественного мира в философии Насира Хусрава в контексте предшествующей традиции

Институт философии РАН; tankorney@gmail.com
Предметом исследования является учение о Первоначале и бытии выдающегося исмаилитского философа Насира Хусрава (1004 – после 1074 гг.). Ранее этот вопрос не был подробно проанализирован учеными, хотя взаимосвязь единого и множественного является одной из основных проблем арабо-мусульманской философской традиции. Решить обозначенную проблему стремились с самого момента зарождения арабо-мусульманской философии, а потому нельзя обойти молчанием предшествующую традицию. Автор статьи излагает взгляды представителей калама, фальсафы и исмаилизма на этот вопрос. В статье подробно проанализировано, как Насир Хусрав решал проблему связанности единого и неделимого Первоначала и множественности материального мира, как объяснял происхождение из единого множественного. Насир Хусрав, согласно исмаилитскому учению о трансцендентном и непознаваемом Боге, не допускал возможности поставить Бога на место Первоначала. Он переосмыслил неоплатоническую триаду «Единое – Ум – Душа» в рамках учения исмаилизма, в результате чего мы можем выстроить цепочку «Слово Бога – Всеобщий Разум–Всеобщая Душа». В отличие от Хамид ад-Дина ал-Кирмани (XI в.) Насир Хусрав в своей онтологической системе отводил большую роль Слову Бога. Также он утверждал, что Слово Бога и Всеобщий Разум образуют единое и неделимое целое, и лишь логически одно предшествует другому. Насир Хусрав предложил учение о бытии, которое соответствовало его космогонической системе. Категории бытия Насира Хусрава созвучны категориям, предложенным Ибн Синой (980–1037 гг.), однако исмаилитский философ наполняет знакомые понятия новым смыслом. Учение Насира Хусрава рассмотрено в контексте истории арабо-мусульманской философии, в нем изложены взгляды его предшественников и на основе сравнительного анализа выявлены специфические черты учения исмаилитского философа. Взгляды Насира Хусрава анализируются на основе оригинальных источников на персидском языке.

Ключевые слова: арабо-мусульманская философия, исмаилизм, Первоначало, множественность, бытие.


Korneeva T.G.
The Issue of Connectedness of the First Principle and the Multiple World in the Philosophy of Nasir Khusraw in the Context of the Previous Tradition
The Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences; tankorney@gmail.com

The subject of the research is the theory of the First Principle and being suggested by an Ismaili scholar Nasir Khusraw (1004 – after 1074). The issue has not been analyzed in detail so far, although the problem of the relationship between the One and the plural is one of the main issues of the Arab-Muslim philosophical tradition. From the very beginning, Arab-Muslim philosophers attempted to resolve this problem in a consistent way, thus we cannot ignore the previous tradition. The author presents the views of some representatives of kalam, falsafa and ismailism on this question. The article analyzes in detail how Nasir Khusraw solved the problem of connectedness of the single and indivisible First Principle and the multiplicity of the material world, how he explained the origin of plural from the Single. Nasir Khusraw, according to Ismaili doctrine of the transcendent and unknowable God, did not put God in the place of the First Beginning. Within the framework of the teachings of Ismailism, he reinterpreted the neoplatonic triad «The All–Mind–Soul» so that we can form the chain «The Word of God – Universal Mind – Universal Soul». Unlike Hamid al-Din al-Kirmani (11th century), Nasir Khusraw in his ontological system assigned a large role to the Word of God. He also argued that the Word of God and the Universal Mind form a single and indivisible whole, and only logically one precedes the other. Nasir Khusraw offered the doctrine of being, which corresponded to his cosmogonic system. The categories of Nasir Khusraw's theory of being are accordant with the categories proposed by Ibn Sina (980–1037), but the Ismaili philosopher fills familiar concepts with new meaning. The teachings of Nasir Khusraw were considered in the context of the history of the Arab-Muslim philosophy, the views of his predecessors are outlined, and based on a comparative analysis, specific features of the teachings of the Ismaili philosopher are revealed.

Keywords: Arabic-Islamic philosophy, Ismaili, First Principle, multiplicity, being.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-65-76

[в формате pdf]

59 скачиваний