ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Загирова Г.И.

Скрытые (?) vs. реалистичные изображения животных в свете культуры ислама. На примере ганчевого декора IX–XII вв. Средней Азии

Государственный институт искусствознания. Отдел изучения региональных культур. Сектор искусства стран Азии и Африки; narat86@mail.ru
В статье автор обращается к известной антитезе: явные – скрытые зооморфные изображения в архитектуре Средней Азии периода раннего ислама. В отечественном искусствознании долгие годы считалось, что последние намеренно замаскированы в растительном орнаменте с целью преодоления запрета в исламе на изображение живых существ. Исследование проведено на материале резного ганча (стука) как наиболее репрезентативного материала, содержащего ценную информацию об архитектурной орнаментике раннего ислама. Расцвет этой техники в Средней Азии приходится на IX–XII вв. (чем объясняется выбор хронологических рамок исследования). В работе классифицируются «скрытые» зооморфизмы, описываются существовавшие в то же время реалистические фигуративные изображения, анализируются мнения средневековых богословов об особенностях канонического запрета. Автор предлагает проследить пути стилизаций от реалистичных растительных форм до предельно абстрактных, когда мотив впоследствии ошибочно интерпретировался как «скрытый зооморфизм».

Ключевые слова: архитектурный орнамент, зооморфный орнамент, искусство периода раннего ислама, Термез, Хульбук, Магоки-Аттари, Хаким ат-Термизи, Рабати Малик, Шир-Кабир, Узген.


Zagirova G.I.
Recondite (?) vs. Realistic Images of Animals in the Light of Islamic Culture through the Example of Ganch Decor in Central Asia in the 9th – 12th Centuries
State Institute of Art Studies. The Department for the Study of Regional Cultures, Sector of Art of Asian and African Countries; narat86@mail.ru

The author addresses to the well-known antithesis of explicit-hidden zoomorphic images in the architecture of Central Asia of early Islam period. In the domestic art history, for many years it was believed that the latter are deliberately disguised in floral ornament in order to overcome the prohibition of Islam on the representation of living beings. The study was based on carved ganch as the most representative material containing valuable data on the architectural ornamentation of early Islam. The heyday of this technique in Central Asia falls within the 9–12th centuries, which accounts for the choice of the chronological framework of the study. The author classifieds recondite zoomorphisms, describs the then existing realistic figurative images, analyzes the opinions of medieval theologians about the features of canonical ban. The author proposes to reconstruct the ways of stylization from realistic floral motifs to utterly abstract ones and reveal why the motif would be mistaken for a recondite zoomorphism.

Keywords: architectural ornament, zoomorphic ornament, art of the early period of Islam, Termez, Hulbuk, Magoki-Attari, Hakim at-Termizi, Rabati Malik, Shir-Kabir, Uzgen.


DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-3-41-52

[в формате pdf]

34 скачиваний