ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Литвинов В.П.

Реликты языческих верований в исламском «культе святых»

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; vladlenli@yandex.ru
В статье отмечается тот факт, что практически все мировые религии относятся терпимо к реликтам язычества и воспринимают их как часть своей религиозной практики. Однако ислам имеет свое особое отношение к языческим пережиткам. С одной стороны, он осуждает верования и обряды, идущие из глубины веков, с другой – вынужден с ними мириться, поскольку они являются духовной традицией народов, воспринявших ислам. В статье рассматриваются культ святых и отношение к «святым местам» в исламе. Автор отмечает, что ислам распространялся на территориях, где уже действовали сложившиеся религиозные системы. Как правило, в течение длительного времени ислам не был абсолютно господствующей религией в этих регионах, поэтому вынужден был «вживаться» в духовное бытие народов, «притирался» к существующим среди них доисламским языческим верованиям. По этой причине у этих народов получило распространение поклонение «смешанным» (синкретным) сакральным объектам и паломничество к капищам чисто языческого прошлого. Вместе с тем место и роль таких компонентов в религиозном сознании мусульман в различных регионах были неодинаковыми.

Ключевые слова: культ святых, «святые» места, ислам, язычество, Кавказ, Средняя Азия.


Litvinov V.P.
Relics of pagan beliefs in the Islamic «cult of saints»
Bunin Yelets State University; vladlenli@yandex.ru

The author notes the fact that almost all world religions are tolerant of the relics of paganism and perceive them as part of their religious practice. However, Islam has a special relationship to pagan survivals. On the one hand, it condemns the beliefs and rituals that come from the depths of centuries. On the other hand, it has to put up with them, since they are a spiritual tradition of the peoples who have embraced Islam. The article deals with the cult of saints and "holy" places in Islam. The author notes that Islam has spread to the territories where established religious systems already operated. As a rule, for a long time Islam was unable to become a dominant religion in those regions, so it was forced to "get used" to the spiritual being of the peoples and their pre-Islamic pagan beliefs. For this reason, the peoples began to practice worship of the "mixed" (syncretic) sacred sites and pilgrimage to the shrines of their pagan past. However, the place and role of such components in the religious consciousness of Muslims varied in different regions.

Keywords: cult of saints, "holy" places, Islam, paganism, Caucasus, Central Asia.


DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-3-61-69

[в формате pdf]

35 скачиваний