ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2019 г.
01
02
03
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Рахматуллин Р.Ю.

Коранизм – мусульманский протестантизм?

Башкирский государственный аграрный университет; rafat54@mail.ru
В статье анализируется сущность коранизма как течения, рассматривающего Коран в качестве единственного источника мусульманского вероучения и нормативной системы. Оцениваются доводы апологетов коранизма, направленные главным образом против признания Сунны как источника ислама. В качестве основных недостатков коранизма рассматриваются критика и неприятие всей Сунны вместо критики ее отдельных хадисов. Излагается точка зрения автора, что источником части хадисов является не Коран, а средневековый арабский адат. По этой причине эти, скорее всего, достоверные хадисы воспринимаются ныне в качестве продуктов чужой и примитивной варварской культуры, служат питательной средой для формирования исламофобских идей и чувств. Обосновывается важность Сунны и фетв как важных источников норм, не содержащихся в явном виде в Коране. Делается вывод, что, несмотря на недостатки, коранизм рассматривается в качестве фактора, подогревающего внутриконфессиональные дискуссии, полезные для развития современного ислама. Более того, история появления и эволюции протестантизма показывает, что появление нового легитимного варианта какой-либо религии не означает ее ослабления.

Ключевые слова: Коран, Сунна, хадис, коранизм, тафсир, фетва.


Rakhmatullin R.Yu.
Quranism – Muslim Protestantism?
Bashkir State Agrarian University; rafat54@mail.ru

The paper examines the nature of quranism as a tendency to consider the Quran as the only source of Muslim faith and regulatory system. The author studies the arguments of the apologists for the Quranism directed mainly against the recognition of the Sunnah as a source of Islam. Criticism and rejection of the entire Sunnah, instead of criticizing its separate Hadith, are viewed as the main disadvantage of the Quranism. According to the author, the source of some Hadith is not the Quran, but the medieval Arabic adat. For this reason, these, most likely, authentic hadiths, are now perceived as products of alien and primitive barbaric culture, serve as a breeding ground for the formation of Islamophobic ideas and sentiments. The importance of the Sunnah and fatwas as important sources of norms implied by the Quran is substantiated. The author concludes that, despite its shortcomings, the Quranism is useful as a factor encouraging intra-religious discussions that are useful for the development of modern Islam. Moreover, the history of Protestantism demonstrates that the emergence of a new legitimate version of any religion does not mean its weakening.

Keywords: the Quran, Sunnah, Hadith, Quranism, treatise, fatwa.


DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-3-93-102

[в формате pdf]

14 скачиваний