ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Рашидов З.Ф.

Учение о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд) как философское выражение исламского единобожия (таухид)

Национальная академия наук Азербайджана; Институт философии; zaur20@mail.ru
Тасаввуф является одним из наиболее распространенных мистико-философских течений во всем исламском мире. Это течение базируется на исламском мировоззрении, в частности на основных принципах концепции исламского единобожия (таухид). В процессе своего развития тасаввуф разветвился по многочисленным направлениям (тарикат). Суфизму в целом присуща мистика. Наряду с эзотерическим (батыниййа) аспектом тасаввуф также является одним из философских аспектов ислама. Большинство суфийских школ разработало собственные уникальные философские доктрины, содержащие оригинальные идеи. Одной из самых фундаментальных философских доктрин, лежащих в основе суфизма, является доктрина единства бытия (вахдат ал-вуджуд). В этом учении ярко выражены мистические оттенки. Нужно учесть, что мистицизм и эзотеризм являются внешней завесой, покрывающей истинную суть философии вахдат ал-вуджуд. По этой причине исламская сущность учения о единстве бытия как бы скрыта от глаз. Формальное (вне контекста тасаввуфа) постижение доктрины вахдат ал-вуджуд противоречит исламу. Принципы нормативного ислама сокрыты в основных идеях концепции единства бытия, и, для того чтобы осмыслить учение, нужно выявить эти идеи, раскрыть их философскую суть в контексте принципов концепции исламского единобожия и учения о единстве бытия. В противном случае невозможно постичь исламскую основу и сущность философии вахдат ал-вуджуд.

Ключевые слова: вахдат ал-вуджуд, таухид, Бог, небытие, проявление, иллюзия, пантеизм.


Rashidov Z.F.
The Doctrine of the Unity of Being (Wahdat al-Wujud) as a Philosophical Expression of Islamic Monotheism (Tawhid)
National Academy of Sciences of Azerbaijan, Institute of Philosophy; zaur20@mail.ru

Tasawwuf is one of the most widespread mystical-philosophical movements in the entire Islamic world. This is a trend stemming from the Islamic worldview, in particular, from the basic principles of the concept of Islamic monotheism (Tawhid). In the course of its development, Tasawwuf split into numerous directions (tariqa). In general, Sufism is characterized by mysticism as its inherent property. Along with the esoteric (batiniya) aspect of tasawwuf, is also one of the philosophical aspects of Islam. Most Sufi schools have developed their own unique philosophical doctrines containing original ideas. One of the most fundamental philosophical doctrines underlying Sufism is the doctrine of the unity of being (Wahdat al-wujud) with its pronounced mystical motifs. However, one should bear in mind that mysticism and esotericism are the external veil covering the true essence of the philosophy of Wahdat al-wujud. For this reason, the Islamic essence of the doctrine of the unity of being is also, at first glance, recondite. Formal (outside the context of tasawwuf) comprehension of the doctrine of Wahdat al-wujud bears no relation to Islam. Since the principles of normative Islam are hidden in the basic ideas of the concept of the unity of being, in order to comprehend the doctrine it is necessary to identify these ideas, to reveal their philosophical essence in the context of the principles of the concept of Islamic monotheism and the doctrine of the unity of being. Otherwise, it is impossible to comprehend the Islamic basis and essence of the philosophy of Wahdat al-wujud.

Keywords: Wahdat al-wujud, Tawhid, God, nothingness, manifestation, illusion, pantheism.


DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-3-103-116

[в формате pdf]

26 скачиваний