ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Бобров И.В., Черепанов М.С.

Исламский ландшафт Тюменской области: места, численность и социально-демографический состав городских молитвенных собраний

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН; bobrov-tyumen@yandex.ru , maximcherepanov@yandex.ru
Исследования исламского ландшафта в России, посвященные анализу динамики численности и социально-демографического состава мусульман, включающихся в обязательные коллективные молитвы, нуждаются в доработке. Эта проблема особенно актуальна для регионов, где ислам является религией меньшинства. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования социально-демографического состава и динамики численности участников пятничных и праздничных коллективных молитв в трёх городах Тюменской области (Тобольске, Ишиме, Ялуторовске) в 2008–2019 гг. В качестве основного метода исследования использовалось невключённое структурированное наблюдение. Также для сбора и проверки данных использовался метод экспертного интервью с религиозными специалистами. В результате нами зафиксированы изменения исламских ландшафтов трёх городов. В населённых пунктах с положительной динамикой населения или высокими темпами трудовой миграции растёт число мужчин-мусульман, включающихся в догматически обязательные мечетные практики. В Тобольске, где наблюдается большой поток трудовых мигрантов, это происходит главным образом за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют выходцы из Северного Кавказа и мигранты из Центральной Азии и Южного Кавказа. В Ялуторовске значительно меньше трудовых мигрантов. Рост прихожан происходит за счёт мужчин молодого и среднего возраста, большую часть из которых составляют местные жители из числа татар. В Ишиме на фоне сокращающейся численности населения, при отсутствии трудовой миграции и несмотря на открытие новых мест для молитв, участников молитвенных собраний становится несколько меньше. Большую часть коллективных собраний Ишима составляют мужчины молодого и среднего возраста из числа местных казахов.

Ключевые слова: исламский ландшафт России, мусульмане, Тюменская область, религиозные практики, структурированное наблюдение.


Bobrov I.V., Cherepanov M.S.
The Islamic Landscape of the Tyumen Region: Location, Size and Socio-demographic Composition of the City Prayer Meetings
Institute for the Development of the North, Tyumen Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences; bobrov-tyumen@yandex.ru, maximcherepanov@yandex.ru

Islamic landscape studies in Russia are characterized by a serious lack of works dedicated to the analysis of dynamics of the number and socio-demographic composition of Muslims who practice obligatory collective prayers. This issue is especially relevant for regions where Islam is a minority religion. This article presents the results of an empirical study of the socio-demographic composition and dynamics of the number of participants in Friday and feast collective prayers in three towns of Tyumen region (Tobolsk, Ishim, Yalutorovsk) from 2008 to 2019. Non-participant structured observation was used as the main research method. Besides, expert interviews were conducted with religious specialists in order to collect and to verify the data. As a result, we have observed changes in the Islamic landscapes of these three towns. The number of male Muslims who participate in dogmatically obligatory practices at mosques is growing in settlements with positive population dynamics or high rates of labor migration. In Tobolsk, chracterized by a large flow of labor migrants, this is mainly due to young and middle-aged men. Most of them are internal migrants from the North Caucasus and external migrants from Central Asia and the South Caucasus. In Yalutorovsk, characterized by significantly less labor migration, the growth of practicing Muslims accounts for young and middle-aged men. Most of them are residents from among the Tatars. In Ishim, where the population is decreasing and there is no labor migration, the number of participants in prayer meetings is getting smaller, while new places for prayers have been opened. Mostly young and middle-aged men from among local Kazakhs attend religious meetings in Ishim.

Keywords: Muslim landscape of Russia, Muslims, Tyumen region, religious practices, structured observation.


DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-4-46–58

[в формате pdf]

86 скачиваний