ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Поломошнов А.Ф., Поломошнов П.А.

Ислам и трансгуманизм: противоположность гуманистического потенциала антропологических концепций

Донской государственный аграрный университет; paf1@mail.ru
Ростовский государственный экономический университет; _platon_@list.ru
В статье проведен анализ принципиального различия антропологических концепций и гуманистического потенциала ислама и трансгуманизма. В контексте современного кризиса классического гуманизма актуализируется вопрос о месте и роли традиционных, религиозных идеологий в современной ситуации острой конкуренции альтернативных концепций гуманизма. В связи с тем, что трансгуманизм идеализирует дегуманистические трансформации постиндустриального общества, авторы ставят вопрос о том, насколько актуален гуманистический потенциал традиционных религий, в том числе ислама, в противостоянии трансгуманизму. В статье рассматриваются ключевые положения антропологии ислама и трансгуманизма: концепция происхождения и природы человека, статус человека, смысл существования человека. В результате сравнительного анализа антропологических принципов ислама и трансгуманизма установлена их радикальная противоположность. Доказано, что теоцентричная антропология ислама обладает большим гуманистическим потенциалом, в отличие от антропологии трансгуманизма, которая является манифестацией дегуманистических тенденций современного постиндустриального общества. Авторы приходят к выводу о том, что ислам как гуманистическая идеология, имеющая мощную массовую основу, является эффективным щитом против идеологии трансгуманизма.

Ключевые слова: ислам, религиозная антропология, постгуманизм, классический гуманизм, трансгуманизм.


Polomoshnov A.F., Polomoshnov P.A.
Islam and Transhumanism: the Antagonism of Humanistic Value of Anthropological Concepts
Don State Agrarian University; paf1@mail.ru
Rostov State University of Economics; _platon_@list.ru

The article is devoted to the analysis of the fundamental differences between the humanistic potential of Islam and transhumanism. In the context of modern crisis of classical humanism, the issue of the place and role of traditional religious ideologies in the current situation of intense competition of alternative concepts of humanism becomes actual. Since transhumanism idealizes the dehumanistic transformations of post-industrial society, the authors raise the question of how relevant the humanistic potential of traditional religions, including Islam, is in opposing transhumanism. The article discusses the key provisions of the anthropology of Islam and transhumanism: the concept of the origin and nature of man, the status of man, the meaning of human existence. As a result of a comparative analysis of the anthropological principles of Islam and transhumanism, their radical opposition is established. It is proved that the theocentric anthropology of Islam has a great humanistic value, in contrast to the anthropology of transhumanism, which is a manifestation of the dehumanistic tendencies of modern post-industrial society. The authors conclude that Islam is one of the humanistic ideologies that has a powerful mass basis today. It is an efficient protection against the anti-humanistic ideology of transhumanism.

Keywords: Islam, religious anthropology, posthumanism, classical humanism, transhumanism.


DOI: 10.21779/2077-8155-2019-10-4-138–147

[в формате pdf]

7 скачиваний