ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Ярков А.П.

«...сродники во всем тамошним народом содержали еще идолопоклонческое суеверие» (об исламе на страницах монографии)

Тюменский государственный университет; ayarkov@rambler.ru
Рецензия посвящена исламским сюжетам в коллективной монографии «Тюменское и Сибирское ханства». Делается вывод о слабой аргументации мнения авторов об исламе как господствующей/государственной идеологии в этих государствах. Ими не приведены факты о попытках использования в Средневековье шариата как источниках права, оплате закята мусульманами и джизии «язычниками», отправлении в хадж сибиряков. Упомянутые в тексте правители называли себя мусульманами. Но даже «собиратель» сибирских земель – хан Кучум не смог обратить всех подданных в ислам. Территория упоминаемых государств оставалась малонаселенной и не имела городов (сезонные городки не в счёт) – оплота исламизации. Ошибка авторов – в «автоматическом» переносе тенденций, характерных для Поволжья и Центральной Азии, на огромные сибирские пространства с кочевым населением.

Ключевые слова: Тюменское и Сибирское ханства, ислам, государственная идеологии.


Yarkov A.P.
«…Kinsmen With All the People of That Place Still Kept Up Idolatrous Superstition» (About Islam in the Monograph)
Tyumen State University; ayarkov@rambler.ru

The review is devoted to Islamic subject-matter in "Tyumen and Siberian Khanates" collective monograph. The reviewer believes that the authors' position on Islam as a dominant ideology in these states is insufficiently substantiated. The facts of attempts to use Sharia as a source of law in the Middle Ages, of zakat payment by Muslims and jizya by "pagans", or sending Siberians to hajj are not provided. The rulers mentioned in the text called themselves Muslims. However, even Khan Kuchum, the collector of Siberian lands, failed to convert all his subjects to Islam. The territory of the states mentioned remained sparsely populated and had no cities (seasonal towns do not count) that could have been a stronghold of Islamization. The authors’ weak point is in a groundless transfer of trends typical of the Volga and Central Asia regions to the vast Siberian expanses with a nomadic population.

Keywords: Tyumen and Siberian khans, Islam, state ideology.


DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-1-112-119

[в формате pdf]

32 скачиваний