ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
02
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Насибуллов К.И., Шерстобоев В.В., Гибадуллина М.Р., Карибуллин А.А.

Исламское образование в Татарстане: социально-демографические характеристики студентов различных форм обучения

Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Республики Татарстан; rtkamil@bk.ru, vladislav.scherstoboev@yandex.ru, g.milya@mail.ru, karibn@mail.ru
В связи с развитием системы исламского образования за последнее десятилетие в Республике Татарстан (изменением структуры учебных заведений, разработкой и внедрением единых образовательных стандартов) назрела необходимость социологических исследований ее ключевых параметров. В статье представлены результаты комплексного исследования, проведенного Центром исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан с 2016 по 2019 годы среди студентов очной, заочной и вечерней форм обучения в семи медресе и в двух мусульманских вузах Татарстана (всего 753 человека от 16 до 80 лет). В ходе исследования были определены ключевые социально-демографические особенности обучающихся. Выявлено, что на очной форме обучения получают образование в основном молодые люди, как правило, мужского пола, не состоящие в браке, из религиозных семей. По национальному составу преобладают татары, но около 21 % слушателей представлены выходцами из Средней Азии. Заочная и вечерняя формы обучения оказались привлекательнее для старшего поколения, которое к религии пришло в сознательном возрасте. Несмотря на половозрастные различия, в основном все учащиеся характеризуются невысоким материальным достатком. Между тем молодые учащиеся не стремятся работать по специальности в религиозной сфере, что подтверждается данными статистики Духовного управления мусульман Татарстана.

Ключевые слова: исламское образование, медресе, мусульмане, демография.


Nasybullov K.I., Sherstoboev V.V., Gibadullina M.R., Karibullin A.A.
Islamic Education in Tatarstan: Social-Demographical Characteristics of Students of Different Program Modes
The Center of Islamic Studies, Tatarstan Academy of Sciences, Muslim Spiritual Directorate of Republic of Tatarstan Center for Middle-Eastern Studies of IMEMO, RAS; rtkamil@bk.ru, vladislav.scherstoboev@yandex.ru, g.milya@mail.ru, karibn@mail.ru

In the last decade, a dynamic growth of Islamic educational system in Tatarstan associated with reforms in the structure of educational institutions, the development and incorporation of universal educational standards, necessitated sociological research into the key parameters of Islamic education. The paper presents the results of comprehensive research implemented by the Center of Islamic Studies of Tatarstan Academy of Sciences during the period from 2016 to 2019 among intramural, extramural and evening students of seven madrasah and two Muslim Institutes of Tatarstan (the total number of students aged from 16 to 80 was 753). The main social-demographical features of students were determined. Intramural students are mostly young single men from religious families. As for their ethnic composition, they are primarily Tatars, with about 21% being native of Central Asia. Extramural and evening students are mature and elderly people who came to believe in the age of reason. In spite of age and gender differentiation, in general all students have low income. Young students do not intend to find position in religious sphere, according to statistics of Muslim Spiritual Directorate of the Republic of Tatarstan.

Keywords: Islamic education, madrasah, Muslims, demography.


DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-2-61-77

[в формате pdf]

48 скачиваний