ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
02
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Гусенова Д.А.

Пространственная мобильность мусульман в догматике и практике хиджры

Дагестанский государственный университет; gusenowa03111978@yandex.ru
В исламе хиджра представляется одним из факторов пространственной мобильности, опирающимся на два базовых концепта: такфир и джихад. Исламская догматика упоминает два вида хиджры, выводя из этого и две категории людей: те, которые уверовали и переселились с целью сохранения своей веры, и те, которые уверовали, но не выселились, отдав предпочтение джихаду. Ислам благоволит второй категории верующих, но при этом возвышает первую категорию над теми, кто уверовал, но не совершил хиджру. На практике хиджра обозначает дихотомию «территории ислама» (дар ал-ислам) и «территории неверия» (дар ал-куфр), то есть джахилии. В отношении второго в кораническом призыве разорвать социальные, в том числе и родственные, связи с «территорией неверия», с теми, кто не является по определению верующим мусульманином, заложено санкционирование не только к сходу с земель прежнего бытования, но и к созданию обособленной ячейки внутри мусульманской уммы. В современной практике, исходя из идейного содержания хиджры, актуализировались две её формы. Первая: целый ряд религиозных экстремистских организаций активно использует идею хиджры в качестве идеологического инструмента в стратегии и тактике религиозно-политического противостояния, встраивая её в концепцию джихада. Вторая: хиджрой в современной практике стали называть новообращение мусульман в ультраконсервативный вариант ислама. Этому наиболее подвержены молодые люди, поскольку среди них сильны протестные настроения в форме тургеневских противоречий поколений («конфликта отцов и детей»). В мусульманской среде они выражены в обвинении «отцов» в отходе от так называемых «истинных» основ ислама (такфир). Последнее привело к расколу мусульманской уммы на две противоборствующие стороны: последователей «чистого ислама» и представителей многочисленных масхабов и тарикатов, которые порицаются первыми и относятся ими к «джахилии».

Ключевые слова: хиджра, ислам, пространственная мобильность, хиджаб, Коран, догматика ислама.


Gusenova D.A.
Spatial Mobility of Muslims in the Doctrinal Theology and the Practice of Hijrah
Dagestan State University; gusenowa03111978@yandex.ru

In Islam, hijrah (Arabic: “migration” or “emigration”) seems to be one of the factors of spatial mobility, based on two basic concepts – takfir (accusations of atheism) and jihad. Islamic doctrinal theology mentions two types of hijrah associated with two categories of people: the believers who resettled to preserve their faith, and the believers who did not evict, preferring jihad. Islam favours the second category of believers, but at the same time, exalts the first category over those who believed, but did not perform hijrah. In practice, hijrah marks the dichotomy of “the territory of Islam” (dar al-Islam), and “the territory of disbelief in God” (dar al-kufr), that is, jahiliya. With regard to the latter, the Quranic appeal to break all kinds of ties, including family ones with the “territory of disbelief in God” and with those who are not, by definition, Muslim believers, means the authorization not only for the exodus from the lands of former existence, but also for the creation of a separate cell inside the Muslim ummah. In modern practice, proceeding from its ideological content, two forms of hijrah have actualized. In the first case, a number of religious extremist organizations are actively using the idea of hijrah as an ideological tool in the strategy and tactics of religious-political confrontation, embedding it in the concept of jihad. In the second case, hijrah is understood as a new conversion of Muslims to ultra-conservative Islam. Young people in protest moods (such as arising from the generation gap) are susceptible to this. In Muslim communities, they accuse their fathers of moving away from the so-called true foundations of Islam (takfir), which may lead to the split of the Ummah into warring parties.

Keywords: hijrah, Islam, spatial mobility, hijab, the Quran, dogmatics of Islam.


DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-2-90-101

[в формате pdf]

49 скачиваний