ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
02
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Яхьяев М.Я.

Поливариативность исламской культуры: истоки и причины

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru
«Реальный» ислам всегда имел многообразные формы бытования, существование которых было обусловлено тем, что по мере своего утверждения он не только не искоренял достижения духовной культуры народов, вовлекаемых в орбиту своего влияния, но и придавал им еще более жизнеспособные формы. Интеллектуальная преемственность ислама, заимствование и адаптация духовных субстратов самых различных религиозных и этнических культур позволяли арабо-мусульманской культуре плодотворно развиваться, оставаясь на протяжении многих веков высоким образцом культуры. Приспособление внеисламского к исламу происходило как результат взаимопроникающего межкультурного диалога, ведущего к взаимному обогащению и развитию культур. Изначальный мультикультурализм ислама, поливариативность его исторической трансформации, современное многообразие форм его существования – результат обогащения и развития исламской культуры за счет заимствований из древних арабских преданий, приспособления значимых ценностей языческих религий, иудаизма, христианства, зороастризма, различных этнических культур. Потеря исламом своей динамики, стагнация и упадок мусульманской культуры в ней связываются с выхолащиванием духа толерантности, изначально присущего исламу, утверждением нетерпимости ко всему неисламскому, отгораживанием мусульман от позитивных ценностей других культур и цивилизаций, воспринимаемых как чуждые исламу.

Ключевые слова: религия, ислам, цивилизация, культура, мультикультурализм, поливариативность, диалог, трансформация, форма бытия, духовный субстрат.


Yakhyaev M.Ya.
Polyvariativity of Islamic Culture: Origins and Causes
Dagestan State University; muchtar59@mail.ru

"Real" Islam has always had various forms of existence due to the fact that as it was established, it did not completely eradicate the achievements of the spiritual culture of the peoples involved in the orbit of its influence. On the contrary, it gave them more viable forms. The intellectual continuity of Islam, the borrowing and adaptation of spiritual substrates of various religious and ethnic cultures allowed the Arab-Muslim culture to develop fruitfully, remaining for many centuries a prime example of culture. The adaptation of non-Islamic elements to Islam occurred as a result of a cross-cultural dialogue leading to mutual enrichment and development of cultures. The original multiculturalism of Islam, the polyvariability of its historical transformation, and the modern variety of forms of its existence are explained by the author as a result of the enrichment and development of Islamic culture by borrowing from ancient Arab traditions, adapting the significant values of pagan religions, Judaism, Christianity, Zoroastrianism, and various ethnic cultures. The loss of Islam's dynamics, the stagnation and decline of the Muslim culture are associated with the emasculation of the spirit of tolerance inherent in Islam, the assertion of intolerance to everything non-Islamic, and the exclusion of Muslims from the positive values of other cultures and civilizations perceived as alien to Islam.

Keywords: religion, Islam, civilization, culture, multiculturalism, polyvariativity, dialogue, transformation, form of being, spiritual substratum.


DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-2-109-121

[в формате pdf]

34 скачиваний