ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
02
03
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Мальцев К.Г, Мальцева А.В., Ломако Л.Л.

«Исламский дискурс» в современной западной политической философии: «парадоксы» толерантности

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород; pavic69@mail.ru
Дискурс ислама в современной западной политической философии конструируется в горизонте «очевидностей» и решений, выяснение происхождения и сути которых является задачей философского истолкования. В статье анализируются три репрезентативных примера: интерпретация «идеологии ислама» в отношении к глобальному либеральному экономическому порядку (Д. Лал); «исламский терроризм» как разновидность рессентимента (С. Жижек); «исламский фундаментализм» в горизонте «глобальной империи» (М. Хардт, А. Негри). Устанавливается, что концептуальным каркасом всех трех дискурсов ислама является господствующая на Западе «экономическая парадигма» (Дж. Агамбен) политической философии. Либеральная новоевропейская форма последней проводит основополагающее различение между публичным и частным, предоставляя место свободным гражданским идентичностям на основе произвольного индивидуального выбора автономного субъекта и гомогенизируя социальную реальность до идеальной абсолютной анархии. Это возможно только на основе традиции секуляризации, имманентной для Запада и чуждой для ислама. В отношении любого «другого» применяются стратегии ассимиляции или уничтожения. Делается вывод о непригодности либеральных «инструментов» для установления и поддержания мира посредством политики разделения и мультикультурализма; указывается на теоретически возможные альтернативы «понятия политического».

Ключевые слова: дискурс ислама, секуляризация, идентичность, «религиозный терроризм», гомогенизация.


Maltsev K.G., Maltseva A.V., Lomako L.L.
. “Islamic Discourse” in Modern Western Political Philosophy: “Paradoxes” of Tolerance
V.G. Shukhov Belgorod State Technological University, Belglrod; pavic69@mail.ru

The discourse of Islam in modern Western political philosophy is constructed in the horizon of "evidence" and solutions, the clarification of the origin and essence of which is the task of philosophical interpretation. The article analyzes three representative examples: the interpretation of the "ideology of Islam" in relation to the global liberal economic order (D. Lal); “Islamic terrorism” as a kind of ressentiment (S. Zizek); “Islamic fundamentalism” in the horizon of the “global empire” (M. Hardt, A. Negri). It is established that the conceptual framework of all three discourses of Islam is the dominant Western "economic paradigm" (J. Agamben) of political philosophy. The liberal new European form of the latter makes a fundamental distinction between the public and the private, making room for free civic identities based on the arbitrary individual choice of an autonomous subject and homogenizing social reality into ideal absolute anarchy. This is possible only on the basis of the tradition of secularization, which is immanent in the West and alien to Islam. With regard to any “other”, strategies of assimilation or destruction are applied. The conclusion is made about the unsuitability of liberal “instruments” for the establishment and maintenance of peace through the policy of separation and multiculturalism; theoretically possible alternatives to the “notion of the political” are indicated.

Keywords: “Islamic discourse”, secularization, identity, “religious terrorism”, homogenization.


DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-3-100–112

[в формате pdf]

25 скачиваний