ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Сулейманов Р.Р.

Суфийский джамаат «Исмаил ага» на территории Поволжья: появление, распространение, отношение к нему государства и общества

Институт национальной стратегии, научный журнал «Мусульманский мир»; kazan-risi@mail.ru
В статье рассмотрено как в постсоветский период на территории Поволжья в среде мусульман происходил процесс религиозного возрождения, сопровождавшийся появлением новых религиозных движений исламского происхождения, многие из которых имели свои духовные центры в странах Ближнего Востока. Выявлено, что наряду с появлением салафитских групп, признанных уже в 2000-е годы экстремистскими и террористическими организациями, появились и последователи различных суфийских джамаатов из Турции, среди которых заметно выделяется «Исмаил ага». Пик его активности в регионе начинается с приходом на пост муфтия Татарстана Камиля Самигуллина в 2013 году, который принадлежит к этой суфийской общине. Он начинает расставлять на посты имамов и мухтасибов мюридов «Исмаил ага», попутно расширяя его влияние за пределами Татарстана, что встречает определенное сопротивление как со стороны мусульманского духовенства, так и со стороны государственных органов, курирующих религиозную сферу в регионе. В работе отмечается, что процесс усиления влияния конкретно этого суфийского братства происходит на фоне общего поворота к суфизму в Среднем Поволжье: сегодня в регионе представлены разные ветви накшбандийского тариката, а также имеются группы мюридов кадирийского и шазилийского тарикатов. Такое разнообразие суфизма в мусульманской умме Поволжья вызвано тем, что разные центры его исторического ареала (Турция, Центральная Азия и Северный Кавказ) оказывают влияние через своих мюридов. В то же время сами суфии не спешат открыто афишировать свое присутствие во многом из-за того, чтобы минимизировать конфликты с салафитами, чье влияние в исламской умме Татарстана заметно сохраняется.

Ключевые слова: суфизм, ислам в Поволжье, «Исмаил ага», Камиль Самигуллин, государственно-конфессиональные отношения, Татарстан, татары, Турция.


Suleymanov R.R.
The Sufi Jamaat «Ismail aga» in the Territory of the Volga Region: Appearance, Distribution, Social Attitude
Institute for National Strategy, scientific journal "Musulmanskiy mir"; kazan-risi@mail.ru

The article deals with the investigation of religious revival processes, observed in the post-Soviet period. The process of religious revival took place among the Muslims on the territory of the Volga region, accompanied by the emergence of new religious movements of Islamic origin, many of which had their spiritual centers in the Middle East. It is stated that alongside the emergence of Salafi groups, recognized as extremist and terrorist organizations in the 2000s, the followers of various Sufi jamaats from Turkey also appeared – Ismail Agha is supposed to be one of the most pronounced. The peak of its activity in the region begins with Kamil Samigullin’s coming to the post of Tatarstan mufti in 2013, belonging to this Sufi community. He begins to appoint Ismail Agha murids to the posts of imams and mukhtasibs, simultaneously expanding his influence outside Tatarstan, meeting some resistance, both from the Muslim clergy and from government agencies in charge of the religious sphere in the region. At the same time, the process of strengthening the influence of this particular Sufi brotherhood is taking place against the background of a general shift towards Sufism in the Middle Volga region: today different branches of the Naqshbandi Tariqa are represented in the region, and there are also groups of murids of the Qadiri and Shazili tariqas. Such a variety of Sufism in the Muslim Ummah of the Volga region is caused by the fact that different centers of its historical area (Turkey, Central Asia and the North Caucasus) exert influence through their murids. At the same time, the Sufis themselves are in no hurry to openly advertise their presence, largely due to the minimization of conflicts with the Salafists, whose influence in the Islamic Ummah of Tatarstan is noticeably preserved.

Keywords: Sufism, Islam in the Volga region, "Ismail Agha", Kamil Samigullin, state-confessional relations, Tatarstan, Tatars, Turkey.


DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-4-40-46

[в формате pdf]

122 скачиваний