ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Яхьяев М.Я., Яхьяев А.М.

Феномен джихада в исламе

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru
На основе критического анализа определений джихада, имеющихся в научно-популярной, словарно-справочной, комментаторской, просветительской литературе, в статье устанавливается методологическая ущербность абстрактного, одностороннего представления джихада исключительно как призыва вести «священную войну». Такое однобокое определение джихада, навязанное мировой общественности западной исламистикой, критически настроенной ко всему мусульманскому, используется вождями-вдохновителями международного терроризма как исламское обоснование необходимости ведения вооруженной войны против иноверцев и вероотступников. Осмысление коранических положений о джихаде, исторического обогащения содержания джихада, многообразных форм и разновидностей его проявления позволяет авторам наметить методологически выверенные принципы исследования и предложить понятийное определение джихада, выражающее его глубинную сущность. Джихад в статье определяется как исламский феномен, заключающийся в сосредоточении сознания, воли, желаний, усилий каждого мусульманина и всей исламской уммы в целом на укреплении веры в Единого Аллаха, на защите и распространении этой веры, а также подчинении личной и общественной жизни требованиям ислама. Эта глубинная суть джихада проявляется в самых разнонаправленных усилиях, прилагаемых верующими на пути ислама, в усердии, способствующем качественному улучшению мусульманской уммы, ее количественному росту. В статье также устанавливается неправомерность утверждений, что религиозный феномен, обозначаемый арабским термином «джихад», является исключительно исламским. Выдвигается тезис, что, хотя термин «джихад» только в исламе используется для выражения концентрации всех усилий мусульман на пути утверждения веры, подобное же явление существует и в любых других религиях. Беззаветное служение мусульман исламу не должно становиться основанием его характеристики как религии, связанной с войнами, сражениями, насилием, самоубийцами и прочим негативом, так как ни одна религиозно-культовая система не может утверждаться, укрепляться и распространяться иначе, как на основе усердного служения ее адептов.

Ключевые слова: ислам, умма, джихад, газават, священная война, сражение, усердие.


Yakhyaev M.Ya., Yakhyaev A.M.
The phenomenon of Jihad in Islam
Dagestan State University; muchtar59@mail.ru

Based on a critical analysis of the definitions of Jihad in popular science, dictionary reference, commentary, and educational literature, the article establishes the methodological flaw of the abstract, one-sided representation of Jihad exclusively as a call to Muslims to wage a "Holy war". It concludes that such a one-sided definition of Jihad, imposed on the world community by Western Islamism, which is critical of everything Muslim, is used by the inspirers of international terrorism as a religious justification for the need to wage an armed war against non-believers and apostates. Understanding the Quranic provisions about Jihad, the historical enrichment of the content of Jihad, the various forms and varieties of its manifestation allows the authors to outline methodologically verified research principles and offer a conceptual definition of Jihad that expresses its deep essence. The article defines Jihad as an Islamic phenomenon that consists in the concentration of consciousness, will, desires, and efforts of every Muslim and the entire Islamic Ummah in General to strengthen the faith in the One Allah, to protect and spread this faith, and to subordinate personal and public life to the requirements of Islam. This deep essence of Jihad is manifested in the most diverse efforts made by believers on the path of Islam, in the zeal that contributes to the qualitative improvement of the Muslim Ummah, its quantitative growth. The author of the article considers it inappropriate to claim that the religious phenomenon named by the Arabic term "Jihad" is exclusively an Islamic phenomenon. He puts forward the thesis that, although the term "Jihad" is used only in Islam to express the concentration of all efforts of Muslims on the path of establishing faith in the One Allah, a similar phenomenon occurs in other religions. The selfless service of Muslims to Islam should not become the basis for its characterization as a bloodthirsty religion associated with wars, battles, violence, suicides, and other negative aspects, since no religious and cult system can be established, strengthened, and spread except on the basis of the diligent service of its adherents.

Keywords: Islam, the Umma, Jihad, sacred war, battle, diligence.


DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-4-81-94

[в формате pdf]

28 скачиваний