ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Шрейбер В.К.

Мулла Садра и проблема специфики исламской философии

Челябинский государственный университет; shreiber@csu.ru
Имя Муллы Садры известно очень немногим специалистам, а западные исследователи считают Садру классиком мусульманской культуры. В статье раскрывается, что значит «исламское» по отношению к философии и чем вызвана столь высокая оценка творчества этого мыслителя. Статья кратко описывается общая социокультурная ситуация в Сефевидском Иране, сделана попытка обозначить отличие ислама от христианства и буддистского миросозерцания. Второй раздел посвящен описанию жизненного пути ад-Дина Ширази от ученичества, когда его наставниками были Мир Дамад и шейх уль ислам Бахаи ад Дин, до возвращения в Шираз. Здесь же автор останавливается на мотивах «отшельничества» Садры в Кохаке. Специфика исламской философии является предметом третьего раздела. Автор рассматривает позиции С. Мейсами, М. Билалова и О. Лимена и приходит к выводу, что окончательного решения пока не видно. В этой связи указывается на эвристический потенциал «логико-смысловой» теории А. Смирнова, предлагающего рассмотреть эту специфику через призму отношений между языковой и логической картинами мира. Четвертый раздел подводит итоги авторских рефлексий об особенностях арабо-мусульманской философии и месте Садры в её развитии.

Ключевые слова: мировоззрение, ислам, шиизм, вуджуд, специфика исламской философии, арабская грамматика, процессуальная и субстанциальная картины мира.


Shreiber V.K.
Mullah Sadra and the Problem of Specifics of Islamic Philosophy
Chelyabinsk State University; shreiber@csu.ru

In this country, the name of Mullah Sadra is known to very few specialists, while contemporary western scholars consider Sadra one of the classics of Muslim culture. These points define the structure and the content of this paper: what the word Islamic means in relation to philosophy and what caused such a high assessment of this person's creativity. In the first part, the author notes that any worldview reflects three attitudes of a person to the world, and on this basis then defines the difference in Islamic, Christian and Buddhist world outlooks. The second part is the description of the life path of ad-Din Shirazi from his discipleship, when his mentors were Mir Damad and Sheikh ul Islam Baha'i, up to his return to Shiraz. Here the author dwells on the motives of Sadra's «hermitage» in Kohak. The specifics of Islamic philosophy is the subject of the third section. The author considers the views of S. Meisami, M. Bilalov and O. Limen and concludes that the solution to this problem is not yet visible. In this regard, the heuristic potential of A. Smirnov’s «logical-semantic» theory suggesting to consider this specificity through the prism of relationship between the linguistic and conceptual (logical) pictures of the world, is discussed. The conclusion summarizes the author's reflections on the specifics of Arab-Muslim philosophy and Sadra's role in its development.

Keywords: worldview, Islam, Shiism, wujud, specificity of Islamic philosophy, Arabic grammar, processual and substantial world pictures.


DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-1-107-120

[в формате pdf]

67 скачиваний