ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Сефербеков М.Р.

Из духовной культуры цахуров: синкретизм традиционных верований и ислама

Отдел древней и средневековой истории, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН; deadromance3@rambler.ru
В статье рассматривается комплекс синкретических верований одной из народностей Дагестана – цахуров, включающий в себя сохранившиеся реликты традиционных мифов, праздников, обрядов и обычаев, а также культ мусульманских святых. Несмотря на то что цахуры относятся к числу наиболее рано принявших ислам народов Дагестана, их традиционная духовная культура (зоолатрия, охотничьи мифы, оролатрия, аграрные праздники и обряды, фигурные обрядовые хлеба, календарная и родильная обрядность, лечебная магия, демонологические представления) сохранила в себе языческие мифологические персонажи былого языческого пантеона и пандемониума. Рудиментами домонотеистических верований являются охотничьи мифы, в которых фигурирует патрон диких животных и охоты. Со временем это божество эволюционирует в мусульманского святого, покровительствующего почитаемым диким животным цахуров – белым турам. Почитание мусульманских святых у цахуров выражалось в постройке на их могилах зияратов, отдельные атрибуты которых использовались в обрядах лечебной магии при болезнях домашнего скота. Это же почитание было связано и с другим древним верованием цахуров – оролатрией. В календарной обрядности цахуров наибольшей популярностью пользовался праздник весны и начала нового сельскохозяйственного года Навруз, во время которого выпекались особые фигурные обрядовые хлеба. В их метеорологической магии сохранился уникальный зимний обряд годи – хождение с песней переодетых в женскую одежду мальчиков с куклой, который проводили при обильном снегопаде для его прекращения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о синкретическом характере традиционных верований цахуров, обнаруживающих смешение ранних форм религии и мусульманской идеологии и культуры. Этот синкретизм верований цахуров позволяет относить его к широко распространенному в Дагестане так называемому «народному» или «бытовому исламу», который может служить одним из аргументов в борьбе с религиозным экстремизмом.

Ключевые слова: традиционная духовная культура, ранние формы религии, цахуры, культ мусульманских святых, синкретические верования, «народный ислам», охотничьи мифы, календарная обрядность.


Seferbekov M.R.
From the Spiritual Culture of the Tsahur: Syncretism of Traditional Beliefs and Islam
Department of Ancient and Medieval History; Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; deadromance3@rambler.ru

The article examines a complex of syncretic beliefs of one of the peoples of Dagestan – the Tsakhur. The beliefs include surviving relics of traditional myths, holidays, rituals and customs, as well as the cult of Muslim saints. Despite the fact that the Tsakhur are among the first peoples of Dagestan who adopted Islam, their traditional spiritual culture (zoolatry, hunting myths, orolatria, agrarian holidays and ceremonies, fancy ritual bread, calendar and maternity rituals, healing magic, demonological representations) preserved in pagan mythological characters of the former pagan pantheon and pandemonium. Rudiments of pre-monotheistic beliefs are hunting myths, in which the patronage of wild animals and the hunt appears. Over time, this deity evolves into a Muslim saint, patronizing the revered wild animal of the Tsakhur – the white urus. The veneration of Muslim saints among the Tsakhur was expressed in the construction of ziyarats on their graves, with their attributes used in the rituals of healing magic for diseases of livestock. This same veneration was also associated with another ancient belief of the Tsakhur – orolatria. In the calendar ritual of the Tsakhur, the most popular holiday was the festival of spring and the beginning of Navruz, a new agricultural year, when special ritual fancy bread was baked. Their meteorological magic has preserved a unique winter rite of the gode, when boys dressed in women's clothes walked with a song and carried a doll. The ritual was performed during heavy snowfall to stop it. According to the author, these circumstances indicate the syncretic nature of the traditional beliefs of the Tsakhur, revealing a mixture of early forms of religion and Muslim ideology and culture. This syncretism of Tsakhur beliefs makes it possible to refer them to the so-called “popular” or “everyday Islam” widespread in Dagestan, which can serve as one of the arguments in the struggle against religious extremism.

Keywords: Traditional spiritual culture, early forms of religion, the Tsakhur, cult of Muslim saints, syncretic beliefs, “folk Islam”, hunting myths, calendar rituals.


DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-2-84-90

[в формате pdf]

86 скачиваний