ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2021 г.
01
02
03
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Нуруллина Р.В.

Исламский активизм в Закамье: история и современность

Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; ernuru@yandex.ru
В статье приведены данные исследования развития ислама в Закамском регионе Татарстана, который характеризуется спецификой исторического процесса и формированием особой социокультурной среды. С одной стороны, здесь расположены районы традиционного земледелия с устойчивой историей развития ислама в условиях иноконфессионального окружения, с другой, молодые города и моногорода с их социально-экономическими трудностями, благоприятствуют распространению в регионе новых религиозных движений. Эмпирическую основу статьи составили результаты контент-анализа публикаций последних лет в СМИ и социальных сетях (1171 сообщение в период с 2016 по 2020 гг.), которые опровергают сложившееся представление о том, что активность мусульман в Закамском регионе Татарстана в постсоветский период имеет преимущественно экстремистскую направленность. Делается вывод, что мусульманское сообщество Закамья способно адекватно воспринимать современную реальность и адаптироваться к ней.

Ключевые слова: Закамский регион Татарстана, региональная мусульманская община, социокультурная среда.


Nurullina R.V.
Islamic Activism in Trans-Kama Region: History and Modernity
TAS Center for Islamic Studies; ernuru@yandex.ru

The article examines the development of Islam in the Trans-Kama (Zakamsky) region of the Republic of Tatarstan. The region is characterized by the natural and geographical isolation from the center, economic uniqueness, specificity of the historical process and the formation of a distinct socio-cultural environment. On the one hand, this is an area of traditional agriculture with a sustained history of Islam development in а different confessional surrounding. On the other hand, new cities and monotowns with their marginality, the lack of spirituality and cultural bonds create a favorable environment for the spread of new religious movements. The empirical basis of the article are the results of monitoring publications in the media and social networks of recent years (1,171 messages, 2016-2020) that refute the prevailing idea that the activity of Muslims in Trans-Kama region of Tatarstan in the post-Soviet period has an overall extremist orientation. The author concludes that, as a whole, the Muslim community of Trans-Kama region is capable to adequately perceive the reality, adapt to it and move to a new development level.

Key words: Trans-Kama region of Tatarstan, regional Muslim community, socio-cultural environment.


DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-3-42-56

[в формате pdf]

25 скачиваний