ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2022 г.
01
02
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Мухаметзарипов Ильшат Амирович, Гафиятуллина Ильмира Рашатовна

Востребованность религиозных институтов урегулирования споров у мусульман и христиан Татарстана

Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; muhametzaripov@mail.ru , gafiyatulla13@gmail.com
Практики урегулирования споров, принятые в религиозных объединениях, сохраняют свою актуальность в условиях современного общества и светского государства. В странах Европы, Северной Америки действуют христианские церковные суды, учреждения медиации и арбитражи, раввинские трибуналы, шариатские советы, дисциплинарные и примирительные органы других религиозных сообществ. В Российской Федерации существуют церковные и иудейские суды, казыяты и отделы по вопросам шариата при муфтиятах. При помощи метода анкетирования нами была проанализирована востребованность религиозных институтов урегулирования споров среди мусульман и христиан (преимущественно православных) Татарстана с учетом особенностей нормативных систем ислама и христианства, структуры мусульманских и православных объединений. По результатам опросов выявлено следующее: 1) мусульмане чаще христиан обращаются к религиозным институтам урегулирования споров; 2) мусульмане чаще христиан прибегают к указанным институтам для рассмотрения дел о браке, семейных взаимоотношениях, разделе наследственных долей, ведении бизнеса; 3) в мусульманской среде наряду с духовенством важную роль в разрешении конфликтов играют специалисты по шариату и авторитетные единоверцы, что не характерно для христиан, в большинстве ограничивающихся обращением к священнослужителям. Востребованность исследуемых институтов среди мусульман значительно выше, чем у христиан, а у христиан ответы во многом приближаются к ответам нерелигиозных респондентов. Это позволяет предположить, что в будущем мусульманские объединения, имамы и знатоки шариата будут сохранять больший регулятивный потенциал в обществе в сравнении с христианскими объединениями.

Ключевые слова: мусульмане, христиане, религиозный институт урегулирования споров, светское государство, Татарстан.


Mukhametzaripov Ilshat Amirovich, Gafiyatullina Ilmira Rashatovna
Demand for Religious Institutions for Disputes Resolution with Muslims and Christians of Tatarstan
The Center for Islamic Studies of Tatarstan Academy of Sciences; muhametzaripov@mail.ru , gafiyatulla13@gmail.com

Dispute resolution practices adopted by religious associations remain relevant under the conditions of contemporary society and a secular state. There are Christian church courts, mediation and arbitration institutions, rabbinical tribunals, Sharia councils, disciplinary and conciliatory bodies of other religious communities in Europe and North America. Ecclesiastical and Jewish courts, qadis and Sharia departments in Muftiates function in the Russian Federation. Applying the questionnaire method, the authors analyzed the demand for religious institutions engaged in disputes resolution with Muslims and Christians (predominantly Orthodox ones) in Tatarstan taking into account the peculiarities of the normative systems of Islam and Christianity, and the structure of Muslim and Orthodox associations. The survey revealed the following: 1) more often than Christians Muslims turn to religious institutions for settling disputes; 2) more often than Christians Muslims resort to aforementioned institutions to consider marriage, family, inheritance and business cases; 3) experts in Sharia and authoritative believers play an important role in resolving conflicts in Muslim society along with the clergy. That is not typical for Christians, who mostly limit themselves to appealing to clergymen. The demand for the dispute resolution institutions among Muslims is much higher than among Christians. Responses of Christians are in many respects close to the answers of non-religious respondents. This suggests that in the future, Muslim associations, imams and Sharia experts will retain a greater regulatory potential than Christian associations.

Keywords: family, Muslim family law, family crisis, transformation of the Muslim family, traditional family.


DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-2-51-66

[в формате pdf]

23 скачиваний