ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2022 г.
01
02
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Яхьяев Мухтар Яхьяевич

Феномен мученичества в исламе

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru
Несмотря на значимость феномена «мученичество» как религиозной движущей силы, он остается все еще слабоизученным явлением как в богословии и теологии, так и в академическом религиоведении, и особенно это касается мученичества в исламе. Некритическое перенесение особенностей христианского понимания мученичества на исламскую религию приводит многих исследователей к недопустимому изображению мучеников веры шахидами ислама и, как следствие, к отождествлению мученичества с шахидством, к объявлению каждого, кто принимает мучительную смерть в самых разных жизненных обстоятельствах мучеником джихада, притом однобоко трактуемого еще и как священная война, которую ведут мусульмане против всего остального мира. Наше исследование показывает, что в исламской религии в силу особенностей ее вероучения и конкретно-исторических обстоятельств утверждения и распространения не сложилось восприятие мученичества, подобное христианскому. В ней так и не сформировался культ поклонения святым – мученикам веры. Более того, исламское мученичество по ряду своих характеристик существенно отличается от христианского его понимания, которое утвердилось на протяжении ряда веков, когда христианство было гонимой и преследуемой религией, а ислам за десятилетие с небольшим прошел подобный период и превратился в наступательную религию, требующую от своих последователей не просто пассивного приспособления к обстоятельствам, а активного продвижения по миру ценностей новой религии. В статье также устанавливается принципиальная несовместимость суицидального поведения террористов, объявляемых отдельными исследователями и религиозными авторитетами мучениками веры, с основополагающими ценностями исламской религии.

Ключевые слова: религия, ислам, мученичество, мученик, шахид, шахидство, джихад, терроризм.


Yakhyaev Mukhtar Yakhyaevich
The Phenomenon of Martyrdom in Islam
Dagestan State University; muchtar59@mail.ru

Despite the importance of martyrdom as a religious driving force, it remains a poorly studied phenomenon both in theology and in academic religious studies, and this is especially true of martyrdom in Islam. The uncritical transfer of Christian understanding of martyrdom to Islam leads many researchers to the depiction of martyrs of faith as martyrs of Islam and, as a result, to declaring everyone who meets a painful death in a variety of life circumstances a martyr of jihad, one-sidedly interpreted as a holy war waged by Muslims against the rest of the world. This study shows that, as distinct from Christianity, in the Islamic religion, due to the peculiarities of its doctrine and the specific historical circumstances of its approval and spread, the perception of martyrdom did not develop, and the worship of martyrs does not exist. Moreover, Islamic martyrdom, in a number of its characteristics, differs significantly from the Christian worship of matyrdom established through the centuries when Christianity was a persecuted religion. Islam went through a similar period in a little over a decade and turned into an offensive a religion that requires from its followers not just to passively adapt to circumstances, but to actively promote the values of the new religion around the world. The author also establishes a fundamental incompatibility of the suicidal behavior of terrorists, declared by individual researchers and religious authorities as martyrs of the faith, with the fundamental values of Islamic religion.

Keywords: religion, Islam, martyrdom, martyr, jihad, terrorism.


DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-2-67-83

[в формате pdf]

20 скачиваний