ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Кафаров Тельман Эмиралиевич

Проблема зла в исламе: между теодицеей и анти-теодицеей

Дагестанский государственный медицинский университет; kafarov.56@mail.ru
В статье показывается, что ислам далек от крайностей теодицеи и анти-теодицеи, которые одинаково уводят Бога от ответственности за существование зла и страданий в мире. Ислам, вслед за иудаизмом провозглашая Бога первоисточником и добра и зла, изначально отказывается от теодицеи, переносящей всю ответственность за зло на человека, т. к. в таком случае идея божественного всемогущества будет неполной. Не устраивают исламское мировоззрение и всевозможные привационные теории, обосновывающие всеблагость Бога принципиальным отсутствием зла в мире по самым разным основаниям, в том числе по недостатку добра. Ислам не являет собой также вариант анти-теодицеи, утверждающей, что монотеизм вообще неспособен объяснить появление и присутствие зла в мире. Поэтому необходимо отказаться или от символики божественного всемогущества, что означает отход от монотеизма, или от признания очевидного наличия зла и страданий в мире, что абсурдно. Такая позиция позволяет сохранить незыблемыми основы исламского таухида и наделить человека определенной мерой ответственности за свои намерения и действия. Представляется, что корни множества конфессиональных, теологических и философских подходов к проблеме зла в мире заложены в непонимании нюансов различения понятий «первопричина» и «причина», «источник» и «первоисточник», не имеющих особого смысла в науке, но крайне важных с точки зрения религии и теологии. Этим самым мы подчеркиваем сложную диалектику божественного и человеческого в понимании зла, существующую в исламе, что отличает его от классической теодицеи и анти-теодицеи, распространенной в современной аналитической теологии.

Ключевые слова: религия, ислам, христианство, теодицея, анти-теодицея.


Kafarov Telman Emiralievich
The Problem of Evil in Islam: Between Theodicy and Anti-Theodicy
Dagestan State Medical University; kafarov.56@mail.ru

The article demonstrates that Islam is far from the extremes of theodicy and anti-theodicy, which equally take God away from responsibility for the existence of evil and suffering in the world. Following Judaism in proclaiming God the primary source of both good and evil, Islam originally rejects theodicy, transferring all responsibility for evil to man, since, in this case, the metric of divine omnipotence will be incomplete. The Islamic worldview is not satisfied with all kinds of privatization theories that justify the all-goodness of God by the fundamental absence of evil in the world, for a variety of reasons, including the lack of good. Islam is also not a variant of the anti-theodicy, which asserts that monotheism is generally unable to explain the appearance and presence of evil in the world. Therefore, it is necessary to abandon either the symbolism of divine omnipotence, which means a departure from monotheism, or the recognition of the presence of evil and suffering in the world, which is also absurd. This position makes it possible to preserve the foundations of Islamic tawhid and en-dow a person with a certain measure of human responsibility for their intentions and actions. According to the author, the roots of the presence of many confessional, theological and philosophical approaches to understanding the problem of evil in the world lie the misunderstanding of the nuances of distinguishing between the concept as of “original cause” and “cause”, “source” and “original source”, which are meaningless in science, but extremely important for religion and theology. In this way, we emphasize the complex dialectic of the divine and the human in the understanding of evil that exists in Islam, which distinguishes it from classical theodicy and anti-theodicy, common in modern analytical theology.

Keywords: religion, Islam, Christianity, theodicy, anti-theodicy.


DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-2-96-111

[в формате pdf]

59 скачиваний