ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Ярков Александр Павлович, Денякин Юрий Александрович

Особенности функционирования уммы приграничного Зайсана до 1920 г.

Тюменский государственный университет; ayarkov@rambler.ru
Независимый исследователь; ydenyakin@yandex.ru
В данной статье рассматривается история мусульманской общины г. Зайсана (ныне – на территории Казахстана) до 1920 г. Выбор даты определяется административно-территори¬альным разграничением – Зайсан вошел в состав Киргизской АССР, подчиняясь её законам. Фактически 1920 г. стал «стартом» для ухода в подполье мусульман, а противоборство части из них с Советской властью привело к человеческим трагедиям. Возникнув в приграничном с Китаем российском военном посте (затем ставшим городом), в первое десятилетие своего существования мусульманское сообщество состояло из двух частей – военных и переселенцев из русских губерний, а также кочевников, недавно присоединённых территорий. Различие исповедных практик и отсутствие имамов из числа казахов, ориентированных на «степной ислам» (с отпечатком архаичных верований и древнейшего монотеистического тенгрианства) привело к тому, что кочевники переняли местные традиции проведения служб. Духовные лица из числа татар поддерживали те же тенденции развития уммы, что и в Поволжье, на Урале и в Сибири. Здесь также внедрялся джадидизм, призывающий к просвещению и равноправию для мусульманок. Миссионерской деятельности православных препятствовало наличие подготовленных в местных условиях кадров улемов. В полиэтноконфессиональном городском социуме возникло негласное соревнование в благочестии. События начала ХХ в. привели к суровым испытаниям для верующих: политические взгляды разделяли умму и семьи.

Ключевые слова: Зайсан, двухсоставная умма, особенности исповеданий, «степной ислам», джадидизм.


Yarkov Alexander Pavlovich , Denyakin Yuri Aleksandrovich
Features of Ummah Functioning in the Border Town of Zaisan until 1920
Tyumen State University; ayarkov@rambler.ru
Independent researcher; ydenyakin@yandex.ru

The article examines the history of the Muslim community in the town of Zaisan (now in the territory of Kazakhstan) until 1920. The community was established in a Russian military outpost on the border with China and in the first decade of its existence consisted of two parts – immigrants from the Russians provinces and nomads from the newly annexed territories. The difference in confessional practices and the absence of Kazakh imams oriented towards “steppe Islam” with remnants of archaic beliefs and ancient monotheistic Tengriism led to the adoption of the practices of conducting services by the nomads. For example, Jadidism calling for enlightenment and equality for Muslim women was introduced. The missionary activities of the Orthodox church were hindered by locally trained ulema. A tacit competition in piety grew up in the multi-confessional urban community. Events of the early twentieth century led to severities for believers, when families and the ummah were split by political views. In fact, 1920 became the starting year for Muslims to go underground and the confrontation of some of them with the Soviet authorities led to human tragedies. The revival of the community in modern conditions is fraught with difficulties.

Keywords: Zaisan, two-part Ummah, features of confessions, “steppe Islam” and Jadidism.


DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-3-42-50

[в формате pdf]

85 скачиваний