ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Абдулагатов Заид Магомедович

Некоторые особенности исламского образовательного процесса дагестанцев

Институт ИАЭ ДФИЦ РАН; zaid48@mail.ru
В статье показаны некоторые особенности исламского образовательного процесса дагестанцев в современных условиях. Исследовательская методология состояла из отдельных методик, таких как исторический подход, статистика исламского образовательного процесса в Республике Дагестан, социологические опросы. Дается критический анализ официальной статистики исламского образовательного процесса в Дагестане, которая, по нашим оценкам, весьма приблизительна в отношении примечетских школ и зарубежного исламского образования мусульман республики. Приведены результаты проведенного анализа причин резкого уменьшения количества обучающихся в исламских учебных заведениях республики на основе социологических опросов: это главным образом результат значительного уменьшения количества исламских образовательных учреждений в республике в ходе получения лицензий на образовательную деятельность, а не ослабления интереса дагестанцев к исламскому образованию. Особое внимание автор обратил на роль примечетских школ в исламской социализации дагестанцев. Начальный сегмент исламского образования охватил значительно большее число молодых дагестанцев, в особенности школьников, чем медресе и мусульманские высшие учебные заведения. В то же время нет механизмов регулирования этой деятельности. Главная особенность примечетских школ заключена в том, что они формируют религиозное мировоззрение, общий взгляд на жизнь и общество. Сделан вывод о том, что деятельность начального уровня исламского образования в Дагестане необходимо ввести в русло правовых норм светского государства.

Ключевые слова: исламское образование, зарубежное образование, примечетские школы, медресе, дагестанцы, лицензия, социологический опрос.


Abdulagatov Zaid Magomedovich
Some Features of Islamic Educational Process of Dagestanis
Institute of HAE DFRC RAS; zaid48@mail.ru

The article demonstrates some features of Islamic educational process of Dagestanis in modern conditions. The research methodology included such methods as historical approach, statistics of Islamic educational process in the Republic of Dagestan, and sociological surveys. The author gives a critical analysis of official statistics of Islamic educational process in Dagestan, which, according to estimates, are rough regarding madrasas and foreign Islamic education of Dagestan Muslims. According to the author, a sharp decrease in the number of students in Islamic educational institutions of the republic is mainly the result of difficulties in obtaining licenses for educational activities, rather than the loss of interest of Dagestanis in Islamic education. The author emphasises the role of madrasas in the Islamic socialization of Dagestanis. Primary Islamic education involves a much larger number of young Dagestanis, especially schoolchildren, than madrasas and Muslim higher educational institutions. At the same time, there are no mechanisms for regulating this activity. The main feature of madrasas is that they form a religious worldview and a general view of the world and society. The author concludes that primary Islamic education in Dagestan should be brought in line with the legal norms of a secular state.

Keywords: Islamic education, foreign education, madrasa, Dagestanis, license, sociological survey.


DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-3-51-65

[в формате pdf]

64 скачиваний