ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Наврузов Амир Рамазанович

Критика лжешейхства в работах дагестанских реформаторов-просветителей первой трети ХХ в. (по материалам арабоязычного журнала «Байан ал-хакаик» (1925–1928))

Институт истории, археологии и этнографии федерального исследовательского центра Российской академии наук; anavruzov@rambler.ru
Статья посвящена такой проблеме в суфизме, как лжешейхство, которая приобрела особую актуальность в начале XX века в Дагестане, в т. ч. среди представителей мусульманского реформаторства. Обновленческие идеи реформаторов-просветителей встречали резкое неприятие со стороны дагестанских ученых-богословов в основном в лице суфийских шейхов, которые написали целый ряд сочинений на арабском языке с опровержением учения салафитов. Однако в вопросе лжешейхства их точки зрения во многом совпадали, что подтверждают статьи арабоязычного журнала «Байан ал-хакаик». Дагестанские реформаторы-просветители, в целом положительно относясь к классическому суфизму, выступали с резкой критикой определенных проявлений суфизма первой трети XX века в лице отдельных невежественных лжешейхов, которые в целях личного обогащения привносили в суфизм всякого рода нововведения, противоречащие сути шариата и тем самым дискредитирующие суфизм.

Ключевые слова: мусульманское просветительство, суфизм, тарикат, шейхство, лжешейхство, салафиты.


Navruzov Amir Ramazanovich
Critique of “False Sheikhs” in the Works of Dagestani Enlightening Reformers of the First Third of the 20th Century (Based on the Materials of the Arabic-Language «Bayan al-haqa’iq» Journal (1925–1928))
Department of Oriental Studies, Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; anavruzov@rambler.ru

The paper deals with an issue of “false sheikhs”, which was relevant in the early 20th century in Dagestan. The subject is discussed from the perspective of Muslim reformers who gained popularity in the region at that time. The ideas of the Salafism that penetrated Dagestan via the Muslim education reformers were met with a strong opposition from Dagestani theologists, mainly the Sufi sheikhs, who wrote a number of works in Arabic to disprove the Salafi teachings. Regarding the issue of “false sheikhs”, however, their opinions coincided with the ones held by education reformers, which is evidenced by the articles from th e Arabic-language journal Bayan al-haqa’iq. Dagestani education reformers, being generally positive about classical Sufism, strongly criticized some manifestations of Sufism of the first third of the 20th century on the part of incompetent “false sheikhs”, who for their personal gain introduced some questionable innovations, conflicting with the very essence of Sharia, and thus discrediting Sufism as a legitimate branch of Islam.

Keywords: Islamic enlightenment, Sufism, tariqa, false sheikhs, Salafists.


DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-3-98-109

[в формате pdf]

135 скачиваний