ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Литвинов Владимир Петрович

Религиозные пропагандисты у «святых мест» мусульман Средней Азии (1865–1917)

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; Институт стратегического анализа и прогноза Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина; vladlenli@yandex.ru
В статье рассматривается деятельность пропагандистов местного паломничества мусульман Средней Азии. Матдахи и ризалачи всегда были популярны в среде местных мусульман, их проповеди в «святых местах» способствовали привлечению паломников и в значительной степени оживляли сам процесс паломничества. Автор отмечает, что мусульманские правители Средней Азии по-разному относились их деятельности. Традиционно власти не чинили никаких препятствий, если матдахи и ризалачи в своих проповедях не призывали к бунту и славили правящую династию. После присоединения Средней Азии к России власти долгое время не обращали внимания на деятельность матдахов и ризалачей, поскольку опасались, что ограничительные меры могут привести к возмущениям местного населения. И только после Андижанского восстания 1898 г. царские власти вынуждены были принять меры, с тем чтобы ограничить антирусскую пропаганду у святых мест. Через несколько лет матдахам и ризалачам разрешили проповедовать в городах, а позднее и в сельской местности.

Ключевые слова: Средняя Азия, культ святых, «святые места», матдахи, ризалачи, Российское государство, царские власти.


Litvinov Vladimir Petrovich
Religious Propagandists at “Sacred Places” of Moslems in Central Asia (1865–1917)
Bunin Yelets State University; Institute of Strategic Analysis and Forecasting, Kyrgyz-Russian Slavic University; vladlenli@yandex.ru

The article examines the activities of propagandists of the local pilgrimage of Moslems of Central Asia. Meddahs and risalas have always been popular among local Moslems and their sermons in the “holy places” helped attract pilgrims and greatly enlivened the pilgrimage process. The author notes that the Moslem rulers of Central Asia treated their activities differently. As a rule, the authorities did not put up any obstacles if the propagandists did not call for rebellion in their sermons and glorified the ruling dynasty. After the annexation of Central Asia to Russia, the authorities for a long time did not pay attention to the activities of meddahs and risalas, because they feared that restrictive measures could lead to outrage of the local population. Only after the Andijan uprising of 1898, the tsarist authorities were forced to take measures in order to limit anti-Russian propaganda at the “holy places”. A few years later, meddahs and risalas were allowed to preach in cities, and later in rural areas.

Keywords: Central Asia, cult of saints, "holy places", meddahs, risalas, Russian state, imperial authorities.


DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-4-43-52

[в формате pdf]

71 скачиваний