ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Мелас Спиридон

Подборка драгоценных камней: элементы акбарийской космологии

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета; s.melas96@yandex.ru
В статье отмечено, что на основе трудов Мухйиддина ибн Араби сформирована суфийская богословская традиция Акбарии, частью которой является учение о природе мира и его сотворении, т. е. космология. Цель работы – выявить некоторые элементы акбарийской космологии. Было определено смысловое содержание понятий акбарийская космология, творение и утвержденные воплощенности. Изучено, что, хотя вещи и существуют предвечно, искони и безначально в божественном знании именно в виде утвержденных воплощенностей, они в то же время не существуют. Доказаны недостатки (нео)платонического прочтения утвержденных воплощенностей. Разница между Акбарией и Академией Платона заключается в том, что учение первой касается человека и его сердца, как органа самоцелостности и соединения с Богом, а учение второй – разумной части души. Также выявлено несколько аспектов космологической концепции Божественных имен, обсуждена проблема пантеистического толкования этой теории и доказано, что оно не оправдано самими текстами Ибн Араби. Также выявлены космологический смысл образа зеркала и гносеологический смысл образа «молчания знающих». Последний «драгоценный камень» – Совершенный человек – является началом, концом и сохранением творения. Рассмотрены разные аспекты концепции Совершенного человека (этический и космологический), ее отождествление с Адамом, с человечеством вообще и с Мухаммадом (реальность Мухаммада), обозначен и обсужден вопрос «ипостасности» Совершенного человека.

Ключевые слова: Ибн Араби, суфизм, тасаввуф, философия, Акбария, божественные имена.


Melas Spyridon
A Selection of Gemstones: Elements of Akbarian Cosmology
Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan (Volga Region) Federal University; s.melas96@yandex.ru

The author notes that the Sufi theological tradition of Akbariya was formed on the basis of the works by Muhyiddin ibn Arabi. Part of this tradition is the doctrine of the nature of the world and its creation, i.e. cosmology. The purpose of the article is to reveal some elements of Akbarian cosmology. The semantic content of the concepts of Akbarian cosmology, creation and approved incarnations is determined. The author maintains that, although things exist eternally, from time immemorial and without beginning in divine knowledge precisely in the form of approved incarnations, at the same time they do not exist. The shortcomings of the (neo)platonic interpretation of the approved incarnations are demonstrated. The difference between Akbariya and the Academy of Plato lies in the fact that the teaching of the first concerns a person and his heart as an organ of self-integrity and connection with God, while the teaching of the second concerns the rational part of the soul. Also, several aspects of the cosmological concept of the Divine Names are revealed, the problem of the pantheistic interpretation of this theory is discussed and it is proved that it is not justified by the texts of Ibn Arabi. The cosmological meaning of the image of the mirror and the epistemological meaning of the image of “the silence of those who know” are also revealed. The last “gem” – the Perfect Man – is the beginning, the end and the preservation of creation. Various aspects of the concept of the Perfect Man (ethical and cosmological), its identification with Adam, with humanity in general and with Muhammad (the reality of Muhammad) are considered, the question of the “hypostasy” of the Perfect Man is identified and discussed.

Keywords: Ibn Arabi, Sufism, tasawwuf, philosophy, Akbariya, divine names.


DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-1-86-98

[в формате pdf]

72 скачиваний