ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Сенюткина О.Н.

Джадидизм как часть российского исламского дискурса (современные историографические оценки)

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова; senutkina@mail.ru
Мусульмане Российской империи в восприятии российской политической элиты, как правило, были религиозными традиционалистами. Обновленческие процессы в мусульманском сообществе рубежа XIX–XX вв. явились во многом неожиданностью для верхушки общества и заставили её серьезно задуматься о возможных перспективах дальнейшего движения ислама в сторону обновленчества. В чем же суть явления, именуемого джадидизмом, сломавшего стереотип восприятия, существовавший в сознании облеченных властью людей? Как его понимают историки? Статья дает подробный историографический материал, позволяющий уяснить основные позиции мирового современного академического сообщества по проблеме появления и деятельности новаторов в мусульманской российской среде. Автор концентрирует внимание читателя на времени и сути явления, именуемого джадидизмом.

Ключевые слова: джадидизм, историография, культура, религия, Россия.


Senyutkina O.N.
Jadidism as Part of Russian Islamic Discourse (Contemporary Historiographic Evaluations)
N.A. Dobrolyubov Nizhny Novgorod State Linguistic University of; senutkina@mail.ru

In the traditional perception of the Russian political elite, Muslims of the Russian Empire were religious traditionalists. The processes of renewal in the Muslim community at the turn of the 19th– 20th centuries were in many ways a surprise to the top of the society and forced it to think seriously about the prospects for the further movement of Islam towards renovationism. What is the essence of the phenomenon called Jadidism, which broke the stereotype of perception that existed in the minds of people vested with power? How do historians understand it? The article gives a detailed historiographic material, which makes it possible to understand the stance of the contemporary academic community on the emergence and activity of innovators amongRussian Muslims. The author focuses on the time of emergence and the essence of the phenomenon called Jadidism.

Keywords: Jadidism, historiography, culture, religion, Russia.


DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-2-15-29

[в формате pdf]

200 скачиваний