ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Наврузов Амир Рамазанович

Тавассул, истигаса и рабита как элементы суфийской ритуальной практики в контексте критики дагестанскими реформаторами-просветителями первой трети XX века

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук; anavruzov@rambler.ru
В начале XX века идеи мусульманского реформаторства широко распространились на Северном Кавказе. Дагестанские реформаторы-просветители (обновленцы) в своих работах касались самых различных аспектов, таких, как реформа исламского образования, мусульманского права, «женский вопрос», борьба с устаревшими адатами и др. Особенно много внимания они уделяли вопросам суфизма. Положительно относясь к суфизму в целом, они критиковали такие элементы суфийской ритуальной практики, как тавассул, истигаса и рабита. Некоторые из них шли дальше и отрицали легитимность суфизма с точки зрения Корана и Сунны. В основном это касается учеников и последователей Али Каяева (1878–1943), таких, как Мухаммад Абд ар-Рашид ал-Харакани (1900–1927 гг.), Мухаммад ‘Умари ал-Ухли (1897 – сер. 1940-х гг.), Мас‘уд ал-Мухухи (1893–1941 гг.), Абдаррахим ал-Аймаки (ум. в 1980-х гг.) и Магомед-Саид Саидов (1902–1985 гг.). Дагестанские обновленцы первой трети XX века были представителями этического направления в исламской мысли, и для них была характерна модернизаторская направленность программных установок, в том числе и в вопросах суфизма. Они ставили перед собой задачу духовного воспитания мусульман Дагестана и Северного Кавказа в условиях индустриального общества и с учетом достижений науки начала XX века. Вопрос духовного очищения через новое восприятие ислама был частью их программы по формированию нового внутреннего облика и мировоззренческих основ мусульманина, гражданина страны как строителя нового общества в сложный переходный период. Для этого они старались адаптировать религию к новым реалиям с целью мирной интеграции мусульман Северного Кавказа в российское правовое пространство.

Ключевые слова: Северный Кавказ, Дагестан, мусульманское просветительство, суфизм, Тарикат, тавассул, истигаса, рабита.


Navruzov Amir Ramazanovich
Tavassul, Istigasa and Rabita as Elements of Sufi Ritual Practice in the Context of Criticism by Dagestani Enlightenment Reformers of the First Third of the 20th Century
Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; anavruzov@rambler.ru

At the beginning of the 20th century, the ideas of Muslim reformism spread widely in the North Caucasus. Dagestani enlightening reformers (renovationists) in their works dealt with a wide variety of issues, such as the reform of Islamic education, Muslim law, “the women's question”, combating obsolete adats, etc. On the whole, the reformers had a positive attitude toward Sufism, but criticized such elements of Sufi ritual practice as tavassul, istigasa, and rabita. Some of them went to even greater extremes and even denied the legitimacy of Sufism from the point of view of the Qur'an and the Sunnah. This mainly concerned such disciples and followers of Ali Kayaev (1878–1943) as Mukhammad Abdarrashida al-Harakani (1900–1927), Mukhammad ‘Umari al-Uhli (1897 – the mid 1940s), Mas'ud al-Muhuhi (1893–1941), Abdarrahim al-Aimaki (died in the 1980s), and Magomed-Said Saidov (1902–1985). Dagestani renovationists of the first third of the 20th century were representatives of the ethical direction in Islamic thought characterized by a modernizing orientation in their programmes, including in matters of Sufism. They set themselves the task of spiritual education of the Muslims of Dagestan under the conditions of an industrial society and scientific advancement at the beginning of the 20th century. The issue of spiritual purification through a new perception of Islam was part of their programme aimed to form a new inner image and worldview foundations of a Muslim, a citizen of the country and an architect of a new society in a difficult transition period of the era. To do this, they aspired to “adapt” religion by finding and interpreting new ways for the progressive development of society with the goal of peaceful and equal integration of Muslims in the North Caucasus into the Russian legal space.

Keywords: North Caucasus, Dagestan, Muslim enlightenment, Sufism, Tariqat, tawassul, istigasa, rabita.


DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-1-5-16

[в формате pdf]

88 скачиваний