ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Мухаметзарипов Ильшат Амирович

Мусульманские практики урегулирования конфликтов: доктринальные основы и их реализация в современной России

Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; muhametzaripov@mail.ru
В статье обобщаются основные положения теории конфликта о практиках урегулирования конфликтных ситуаций (Г. Зиммель, Л. Козер, К.Ю. Боулдинг, Р. Дарендорф), раскрываются основы исламского вероучения о примирении, медиации, арбитраже и судействе, анализируются примеры подобных практик в Дагестане и Татарстане. Конфликтологи выделяют три способа урегулирования конфликтов – переговоры, медиацию, арбитраж – тогда как судейство рассматривается как принуждение. В Коране, Сунне и литературе по фикху упоминаются четыре практики урегулирования, однако особый акцент делается на примирении и справедливом судействе согласно предписаниям Аллаха. Мусульманский посредник обладает широким наборов инструментов для решения конфликта и может выступать в разных ролях: арбитры и судьи могут одновременно консультировать и примирять стороны в зависимости от обстоятельств, при этом соблюдение религиозных норм является главным элементом мусульманской системы. В современной России традиционные мусульманские практики функционируют с учетом региональных и культурных особенностей. Например, регуляторами конфликтных ситуаций в Дагестане и Татарстане выступают мусульмане, авторитетные в силу знаний, опыта и статуса: специалисты по шариату, имамы, кадии (казыи) и другие представители муфтиятов, предприниматели, иные уважаемые в соответствующей общине люди. Предметом рассмотрения становятся разнообразные конфликты между единоверцами: брачно-семейные дела, имущественные и предпринимательские споры, вопросы компенсации в случаях причинения смерти, вреда здоровью и др.

Ключевые слова: институты урегулирования конфликтов, медиация, арбитраж, суд, мусульмане, Россия.


Mukhametzaripov Ilshat Amirovich
Muslim Practices of Conflicts Resolution: Doctrinal Bases and Their Implementation in Contemporary Russia
The Center for Islamic Studies of Tatarstan Academy of Sciences; muhametzaripov@mail.ru

The article summarizes the main provisions of the theory of conflict regarding the practices of conflict resolution (G. Simmel, L. Coser, K.E. Boulding, R. Darendorf), reveals the foundations of the Islamic doctrine of reconciliation, mediation, arbitration and judging, provides examples of these practices in Dagestan and Tatarstan. Conflictologists identify three ways to resolve conflicts: negotiation, mediation and arbitration, while judging is viewed as coercion. The Qur’an, the Sunnah and fiqh literature also mention four practices of settlement, but the focus is on reconciliation and fair judging in accordance with Allah's commandments. Muslim conflict regulators have various tools for resolving conflict and can act in different roles: arbitrators and judges can simultaneously advise and reconcile the parties, depending on the circumstances, while respect for religious norms is the main element of the Muslim system. In contemporary Russia, traditional Muslim practices are used taking into account regional and cultural features. For example, the regulators of conflict situations in Dagestan and Tatarstan are Muslims who are authoritative due to their knowledge, experience and status: Sharia specialists, imams, qadis and other representatives of muftiats, businessmen, and other people respected in their communities. The cases are various: marriage and family matters, property and business disputes, issues of compensation in cases of death, health harm and other conflicts between believers.

Keywords: conflict resolution institutions, mediation, arbitration, judiciary, Muslims, Russia.


DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-1-26-38

[в формате pdf]

63 скачиваний