ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Саидов Ахмедхан Аминович

Советское государство и ислам: история взаимоотношений (1917–1941 гг.)

Дагестанский государственный университет, aaahma@mail.ru
В статье устанавливается, что изначальная политика Советского государства по отношению к исламу была гибкой и толерантной, ориентированной на поиск сотрудничества, что предотвратило формирование массового мусульманского сепаратистского движения, способствовало сохранению территориальной целостности и суверенитета Советской России. Но в последующем Советская власть перешла во взаимоотношениях с исламом к репрессивным мерам, что спровоцировало ряд негативных последствий. Игнорирование позитивной, объединяющей роли христианства и ислама как укоренённых на российской почве и просторах Евразии религий объясняется тем, что большевики гипертрофировали идею пролетарского интернационализма. История показала, что позитивный потенциал пролетарского интернационализма носит преходящий характер в отличие от геостратегического, цивилизационного потенциала автохтонных российских религий. Авторы приходят к выводу о том, что большевики упустили предоставленную историей возможность создания на основе православно-исламского диалога социально-универсального основания, способного позитивно влиять на всю систему отношений в стране, объединять на многие века народы и культуры евразийского континента.

Ключевые слова: история исламской политики, историческая субъектность, антиисламская политика, этапы исламской политики, историческая роль ислама.


Saidov Akhmedkhan Aminovich
The Soviet State and Islam: History of Relations (1917–1941)
Dagestan State University, aaahma@mail.ru

According to the author, the initial policy of the Soviet state in relation to Islam was flexible and tolerant and focused on the search for cooperation, which prevented the emergence of Muslim mass separatist movements and contributed to the preservation of the territorial integrity and sovereignty of Soviet Russia. However, subsequently, the Soviet government resorted to repressive measures in relations with Islam, which provoked a number of negative consequences. Ignoring the positive unifying role of Christianity and Islam as religions rooted in Russia and Eurasia, the Bolsheviks hypertrophied the idea of proletarian inter-nationalism. History has shown that the positive potential of internationalism is transitory as contrasted with the geostrategic and civilizational potential of autochthonous Russian religions. The author concludes that the Bolsheviks missed the historic opportunity to create a universal social foundation based on the Orthodox-Islamic dialogue, capable of positively influencing the entire system of relations in the country, uniting the peoples and cultures of the Eurasian continent for many centuries.

Keywords: history of Islamic politics, historic subjectivity, anti-Islamic politics, stages of Islamic politics, historic role of Islam.


DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-1-39–39-50

[в формате pdf]

69 скачиваний